Как научить ребенка ставить ударение в словах?
Вопрос - точно ли определяет ударный звук в словах ваш ребенок? Давайте разберем. Умение определять ударный звук основано на развитом фонематическом восприятии. Ударным может быть только гласный звук, что подразумевает, что ребенок должен хорошо различать гласные и согласные. Ударный гласный выделяется в слове за счет большей громкости и продолжительности по сравнению с другими звуками.
Важно правильно объяснить понятие ударения. Часто дети пытаются запомнить, какой слог является ударным в слове. Необходимо подчеркнуть, что запоминать это не требуется в большинстве случаев, как и многие другие аспекты фонетического разбора, например, звонкость или глухость согласного. Это следует просто услышать и проанализировать, что означает, что активируются не механизмы памяти, а восприятия и мышления.
Как объяснить ребенку?
Вот более простое и понятное объяснение для детей: «Дети, слова состоят из слогов. Когда мы читаем или произносим слово, нам кажется, что все слоги и звуки в нем одинаково важны. И это правда. Но в каждом слове есть один особенный звук – живой. Он отличается от других своей силой и громкостью, поэтому мы называем его живым. Живыми звуками могут быть только гласные, потому что они звучат громче, когда мы говорим. В каждом слове всегда есть звук, который звучит громче остальных, и это очень важно. Есть слова, которые пишутся одинаково, но только живой звук помогает понять, что они значат» (например, слова зАмок и замОк). Хочу подчеркнуть, что развитие фонематического восприятия является основой для многих последующих тем в русском языке. Например, умение быстро определить склонение существительного без его записи – это, по сути, анализ. И это не требует запоминания, а требует восприятия и понимания! Если ребенок научится различать звуки речи и давать им характеристики, это значительно упростит его учебный процесс в школе.
Объяснять ребенку, как правильно ставить ударение, лучше всего в игровой форме. Можно поиграть с ним, расставляя ударение в одном и том же слове, но в разных местах. Для начала выберите любое слово из двух слогов и измените ударение: например, «окно» и «окнО», «шарик» и «шАрик» и так далее. Этот метод поможет понять, насколько важно правильное ударение. Со временем можно усложнять задачу, добавляя слова с большим количеством слогов, например, «ракета» – «ракЕта» – «ракетА». Можно бросать друг другу мяч, что будет означать смену хода: одно ударение произносит взрослый, другое – ребенок.
Что такое ударный слог?
Ударный слог - это тот слог, в котором гласный произносится с большей силой и длительностью по сравнению с другими гласными в слове. Остальные слоги считаются безударными, и гласные в них звучат короче и менее четко. Для обозначения ударного слога используется наклонная черта, которая ставится над гласной буквой, представляющей ударный звук. Ударение может находиться не только в первом или втором слоге, но и в третьем или даже четвертом, как, например, в словах: сторож, волна, красота, велосипед.
Чтобы определить ударный слог в слове, можно произнести его с интонацией удивления или вопроса: это рАдуга! Это корАбль? Таким образом, в каждом слове можно выделить ударный слог. Ударение является важным фонетическим признаком слова. С его помощью различают некоторые слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: зАмок и замОк; Атлас и атлАс; Ирис и ирИс.
Способы и методы правильно ставить ударения
Произносите слова с растяжением, например, ко-о-о-шка, медве-е-едь и тому подобное. Однако не следует злоупотреблять этим приемом, чтобы ребенок не привык к певучему произношению. Обозначайте ударный слог с помощью звуковых действий, таких как хлопок в ладоши или удар молоточком в барабан. Основная задача — сделать ударный слог более громким по сравнению с безударными.
Для детей, умеющих читать, можно написать слова на листе бумаги и предложить выделить ударный слог - обвести его цветным карандашом, подчеркнуть или нарисовать что-то над ним. Важно, чтобы этот слог выделялся на общем фоне. Игра «Поймай родителя»: взрослый произносит слова с правильным и неправильным ударением, а ребенок должен «поймать» ошибку и исправить ее. Можно разучивать песенки и стихотворения, не произнося последнее слово. Пусть его дополнит ребенок.
Игра «Угадай слово»: взрослый произносит слово (фразу, предложение) с намеренно неправильным ударением, а ребенок исправляет и повторяет. Взрослый затем корректирует его, и так продолжается по цепочке. Например: «кто такой заЯц?», «поучитесь у бОбра строить дом без топора», «расскажи мне про КолОбка» и подобные варианты.
Обезличь. Ребёнку необходимо произнести слова или прочитать текст с одинаковой интонацией, без акцентирования отдельных звуков и слов, как будто он робот. Это упражнение является дополнительным и не помогает непосредственно в правильной расстановке ударений, но позволяет осознать, что в речи существуют акценты, и слова произносятся с различной силой и интонацией.
Хотелось бы особенно обратить внимание взрослых на одну из ключевых проблем, связанных с усвоением темы «Ударение». Дети часто путают задания на выделение ударного слога с заданиями по делению слова на слоги. Это проявляется в том, что, пытаясь определить ударение, они начинают произносить слово по слогам, в результате чего каждый слог становится «ударным». Объясните ребенку, что для нахождения ударного слога не нужно делить слово на слоги. Попросите его произносить слово, растягивая ударный слог, но не разбивая его на части. Полезно будет потренироваться следующим образом: сначала разделить слово на слоги, а затем определить ударение. Также можно поиграть в игру «Рассыпанные слоги». Составляем из слогов, например, названия животных, а затем находим ударный гласный звук или слог, когда слово начинает обретать смысл с правильным ударением.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 27.11.2024 20:25:49Рекомендуем почитать
- Комментарии