Онлайн-ритейл вернулся к росту
22.03.2016

Онлайн-ритейл вернулся к росту

Особенно уверенно чувствуют себя интернет-магазины детских товаров.
По данным сооснователя аналитического агентства Data Insight Федора Вирина в январе-феврале 2016 года российский рынок ecommerce вернулся на траекторию роста. Такой хороший старт частично объясняется низкой базой прошлого года и тем, что в декабре 2015 был Онлайн-ритейл вернулся к ростуреализован не весь потребительский спрос.
В феврале 2016 года среднесуточное число заказов в крупных интернет-магазинах выросло на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2015. 67% ритейлеров из Топ-200 наблюдают рост продаж в штуках, при этом почти каждый четвертый (23%) добился более чем 1,5-кратного роста.
Аналогичные цифры для января 2016 года впечатляют еще больше. В сравнении с прошлым годом среднесуточное количество заказов подскочило почти на 30%. Впрочем, Вирин напоминает, что такой показатель обусловлен низкими продажами в начале 2015 года, когда после ажиотажного декабря 2014, рынок взял паузу: у покупателей отсутствовали деньги, а у магазинов опустели склады.
При этом, с начала 2016 года рост среднего чека замедлился или даже вообще остановился, отмечают в Data Insight. Интернет-магазины стараются сдерживать цены, а покупатели стали выбирать дешевые товары и сократили число позиций в корзине.
Особенно высокие показатели роста (нередко, в 2-4 раза относительно февраля 2015 года) продемонстрировали интернет-магазины детских товаров и игрушек. Это подтверждается данными Ozon. Как сообщил представитель этой компании, в первые два месяца года продажи выросли на 20% (в сравнении с январем-февралем 2015). Лидерами роста стали товары для мам и детей, для дома и продукты питания.
Однако в денежном выражении детские товары все еще не основной драйвер онлайн-торговли, пока что на них приходится не более 4% всего рынка ecommerce. Сегмент бытовой техники и электроники не сдал своих позиций, особенно хорошо продается мелкая техника и смартфоны. По свидетельствам интернет-магазинов этой категории, январь оказался несколько лучше февраля.
"В любом случае, результаты первых двух месяцев 2016 года для российских онлайн-ритейлеров - это очевидный позитив по сравнению с показателями прошлого года, когда в целом по году количество заказов в российских интернет-магазинах выросло на 8%, и даже в отдельные месяцы рост ни разу не превысил 12%", – рассказал Вирин. Также, аналитик подчеркнул, что все данные по росту — это оценки изменения числа заказов (по сути продаж в штуках), в то время как продажи в деньгах увеличились еще значительнее. Оборот вырос как в прошлом году относительно позапрошлого, так и в первые месяцы 2016 года против января-февраля 2015.
С этими оценками согласны и другие участники рынка. Так, Роман Горшков из "М.Видео" подтверждает, что показатели начала года превзошли ожидания: в январе-феврале оборот онлайн-канала компании вырос на 35% год к году и достиг 4,3 млрд рублей. В "М.Видео" полагают, что здесь сыграл свою роль "Киберпонедельник" и другие акции ритейлера. Интернет-продажи "Евросети" также увеличились почти на треть, а по информации Ильи Тимченко из "Техносилы" старт года был очень хорошим и в марте рост продаж продолжается, тем не менее, этот рост - именно в деньгах. В числе заказов сейчас происходит "либо стагнация, либо падение". В свою очередь PR-директор Pososhok.ru Денис Валеев рассказал, что февраль 2016 стал удивительно хорошим месяцем по продажам, как в февралю 2015 года, так и по отношению к предыдущим декабрю и январю.
Свою статистику в Data Insight собирают на основе мониторинга числа заказов двух сотен крупных и средних интернет-магазинов. Данные проходят кросспроверку с посещаемостью сайтов интернет-магазинов и статистикой, предоставляемой магазинами.