Игры и Игрушки Эксперт выпуск №3-2019
У Ч Е Б НА Я П РА К Т И К А Конспект урока по русскому языку в 3-м классе с использованием ТРИЗ-технологий Занимательный русский В настоящее время существует огромное количество разнообразных педагогических технологий, которые позволяют реализовать системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе. Но одной из необычных и даже загадочных представляется ТРИЗ-пе- дагогика, разработанная российским учёным Генрихом Сауловичем Альтшуллером и развита его учениками и последователями. Это так называемая «школа творче- ства», главный девиз которой – «Творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала». Методы и приёмы ТРИЗ-технологии максимально доступны и посильны, а также их возможно использовать в любой системе обучения и на любом этапе урока. Ниже представлены возможности использования ТРИЗ-техноло- гий на разных этапах урока русского языка в начальной школе. При этом цель урока обобщить и закрепить знания по теме «Имя существительное», на основе которых происходит изучение новой темы. Ход урока (урок представлен отдельными фрагментами) Учитель: Перед вами небольшие цветные листочки. Вам надо ответить на мои вопросы с помощью наклеек с улыбками. Если вы хотите ответить да – наклеваете зелё- ного цвета, если сомневаетесь – жёлтого цвета, если нет – красного. Учитель: Замечательно! Оставьте листочки у себя на краю парты, и, если вдруг возникнут сложности, можете ещё раз взглянуть на свои ответы и настроиться на хоро- ший лад. Методическая памятка: Приём «Верите ли вы?» позволяет учителю создать эмоциональный настрой ученика, а также держать обучающихся в интеллектуаль- ном напряжении весь урок, что придаёт ему определён- ную интригу. Верите ли вы в утверждение, что «всё новое – это забытое старое»? Верите ли вы, что сегодня вы что-нибудь узнаете нового? Верите ли вы, что во время урока вы повторите ранее изученное? Верите ли вы, что на уроке некогда будет скучать? Верите ли вы, что сегодня вы будете не пассивными слушателями, а активными участниками? Учитель: А теперь, ребята, попробуйте отгадать, какая буква спряталась от вас: «эта буква – сидит дома. У неё проблемы со спиной, поэтому она сутулится. Когда эта буква ходит, то слегка заваливается влево. Любит суп-све- кольник, светло-жёлтый сок, а ещё обожает сажать ирисы. Когда она готовит, то любит пересолить блюда. Она седая, но любит ходить в спа-салоны, серебро и синие сапоги-скороходы». Ученики (после всех предположений): Загадана буква «С». Учитель: Совершенно верно! Мы с вами на минутке чистописания будем работать с буквой «С». Методическая памятка: Для того, чтобы активизиро- вать детское воображение и создать эмоциональное отно- шение к символу, можно использовать приём «Образ Марина Фурзикова, учитель нач. классов, I кв. кат. Наталья Семелина, учитель нач.классов, I кв. кат МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы» 24 Игры и Игрушки. Эксперт №3•2019
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz