Игры и Игрушки Эксперт выпуск №4-2020

У Ч Е Б НА Я П РА К Т И К А Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Птицы зимой ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – очень популярна в детском саду и школе. Игры с элемен- тами ТРИЗ развивают логику, память, умение анализиро- вать и решать логические задания. Они помогают детям мыслить нестандартно, системно, развивают творческое начало. Дети, занимающиеся ТРИЗ, могут анализировать предметы окружающего мира, находить ответы на слож- ные вопросы. А основным рабочим механизмом является алгоритм решения задачи, который даёт педагог. С помо- щью него дети могут самостоятельно выполнять задания. Один из приёмов ТРИЗ – «Системный оператор» – помогает детям изучать предметы и природу. Он развивает умение анализировать предмет, выделять изменение пред- мета во времени: прошлое, настоящее и будущее, разде- лять его на надсистему (например, домашние или дикие животные) и подсистему – то, из каких частей он состоит (голова, туловище, хвост, лапы). Все части «Системного оператора» выкладываются карточками на экране или рисуются маркером. Поэтому другое его название – пяти- экранник. Надсистема – одна ячейка сверху, система – три ячейки посередине, подсистема – одна ячейка снизу. Например, если анализировать кошку в «Системном операторе», то надсистема – дом (домашнее животное), система – кошка. Она изменяется во времени: в прошлом – это котёнок, сейчас – это взрослая кошка, в будущем – старая кошка. Подсистема – тело кошки состоит из туло- вища, четырёх лап, хвоста, головы с ушами, глазами, носом, ртом, усами. Во время разбора происходит запол- нение экрана карточками. В своей группе мы регулярно работаем с «Системным оператором». Он помогает детям быстро анализировать предмет. А для закрепления мы используем приём ТРИЗ – «Светофор». У нас надсистема – красный сигнал, система – жёлтый сигнал, а подсистема – зелёный сигнал. И в зави- симости от сигнала дети должны проанализировать пред- мет, который им дали. Обычно, после общего анализа одного предмета на доске, эта игра не вызывает у них затруднения. Давайте рассмотрим пример занятия по озна- комлению с окружающим миром с использованием «Системного оператора» в старшей группе. Ход деятельности Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу приле- тела синичка. Она попросила ей помочь. Наступила зима, и птицам тяжело найти корм. Поэтому мы с вами и пове- сили кормушки на участке. У нашей синички День рожде- ния, она хочет много рисунков со своим изображением. Но сначала синичка проверит, знаете ли вы зимующих и пере- лётных птиц? Она принесла вам карточки с их изображениями. Воспитатель: Давайте каждый возьмёт карточку и скажет название птицы и к какой группе она относится: зимующие или перелётные. Ребята, а чем они отличаются? Александра Ефимова, воспитатель I кв. категории, МБДОУ «Д/с № 28 «Лесная сказка», г. Елабуга, Республика Татарстан 14 Игры и Игрушки. Эксперт №4•2020

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz