Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2013
11 www.i-igrushki.ru К А Б ИН Е Т П С ИХОЛО ГА Мечты близко! Мария Зиновьева, педагог-психолог детского сада №586, г. Москва Тренинг рекомендуется для работы с детьми подросткового возраста. Особое место в нём принадлежит формированию умения ставить цель, выбирать средства для её достижения. Упражнение 1 (разминка) Изложение тренером отрывка из произведения «Алиса в стране чудес». «...Завидев Алису, Кот только улыбнулся. Вид у него был добро- душный, но когти длинные, а зубов так много, что Алиса сразу поняла, что с ним шутки плохи. — Котик! Чешик! — робко начала Алиса. Она не знала, понра- вится ли ему это имя, но он только шире улыбнулся в ответ. «Ниче- го,— подумала Алиса, — кажется, доволен». Вслух же она спросила: — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне всё равно... — сказала Алиса. — Тогда всё равно, куда и идти, — заметил Кот. — Только бы попасть куда- нибудь, — пояснила Алиса. — Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти». Вопрос к группе: О чём данный отрывок? Цель: настроить подростков на рабочий лад, плавно подводя к главной теме тренинга. Упражнение 2 (фаза лабилиза- ции) Тренер: «Сейчас у нас с вами будет возможность исполнить дет- скую мечту — загадать желание с помощью Волшебной палочки. Передаём палочку по кругу и мыс- ленно загадываем желание. Записы- ваем желание на карточках». Ведущий по очереди зачиты- вает запросы участников, попут- но даёт «ответ» Волшебной палочки. Например, подросток хочет «машину, как у папы». Вол- шебная палочка «дарит» ему точно такую же машину, только игрушечную. Вопрос к группе: С чем связано несоответствие желаемого и дей- ствительного? Цель: осознание необходимости точного формулирования желаний. Упражнение 3 (формирование поведенческих навыков) На доске рисуют принцессу, дракона и воина. Тренер просит подростков разделиться на три группы, соответствующие героям. Когда команды сформированы, идет обсуждение процесса выполнения задания. Задача ведущего подчер- кнуть идею о том, что каждый из героев соответствует превалирую- щему типу поведения в процессе достижения цели. Дракон – напор, агрессия, страх. Воин – честность, доблесть, мужество. Принцесса – манипуляции, внешние данные, власть. Вопросы к группе: Какого героя выбрали вы? С чем это связано? Как данный тип поведения помога- ет в достижении желаемого? Цель: подросток «примеряет» на себя поведенческий стиль. Упражнение 4 (визуализация) Звучит классическая музыка или звуки природы. Участники рас- полагаются в удобном месте комна- ты, в комфортной позе. Тренер: «Вы расслаблены, лежите на поляне в лесу. Приятно греет солнышко, дует тёплый, едва различимый, ветерок. В тени дере- вьев щебечут птички. Вы смотрите на небо, по нему медленно плывут облака. На самых больших и краси- вых из них написаны ваши жела- ния…» Упражнение 5 (целеполага- ние) Тренер: «Сейчас мы будем учиться добираться до небес, достигать наших целей. Каждый вверху своего листочка рисует уви- денные ранее облака. В облаке пишет цель, используя технику SMART (конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, опреде- ленная во времени цель). Затем рисует к каждому облачку лесенку, а на ступеньках условия, необходи- мые для выполнения данной цели. Цель: формирование навыка форму- лирования цели, и способов её достижения. Упражнение 6 (коллаж) С помощью журналов каждый участник создаёт собственный коллаж желаний. Его можно дорисовать и дополнить надпися- ми. Рассказ о своём творении группе. Цель: формирование положи- тельной установки на дальнейшее осуществление планов подростка. Тренинг целеполагания отлично вписывается в контекст новогодних и рождественских праздников, когда все от мала до велика, верят в начало новой жизни, дают себе обещания на год и, конечно, надеются, что их желания исполнятся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz