Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2018

КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих школьников Развитие устной речи школьников с недостатками слуха в игровой деятельности При обучении глухих и слабослышащих школьников актуально использование дидактического игрового матери- ала, потому что у детей этой категории игровая деятель- ность достаточно долго остаётся ведущей, игровые ситуа- ции способствуют мотивации к обучению и облегчают восприятие учебного материала. Особую значимость приобретает и использование наглядности, которая помо- гает ученикам в установлении связей между словом и обра- зом, словом и действием; способствует улучшению каче- ства восприятия и запоминания информации; созданию благоприятных условий для коррекции слухового восприя- тия; развития наблюдательности, мышления и устной речи; формирования эмоционального отношения к занятиям. Предлагаю вниманию читателей опыт использования дидактического пособия «Теремок» на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произноси- тельной стороны устной речи у глухих и слабослышащих школьников. Это пособие состоит из набора двусторонних картинок с изображениями сказочного теремка с медве- дем, плетня с подсолнухами и других жителей теремка – лягушки, мышки, зайца, волка и лисы, а также выполнен- ных нами табличек с речевым материалом. На табличках с двух сторон написаны названия животных; вопросы: «Кто там?» «Ты кто?» «Кто ты?» «А ты кто?» «Кто в домике живёт?»; ответы на эти вопросы: «Мышка»; «Я мышка»; «Я мышка-норушка»; «Лягушка»; «Лягушка-квакушка» и другие. Все таблички нотированы: красным цветом на них обозначено правильное произношение в соответствии с нормами орфоэпии. Мои ученики имеют разное состояние слуха, среди них есть дети с комплексным дефектом, поэтому сложность речевого материала зависит от уровня общего и речевого развития каждого ребёнка. При предъ- явлении табличек учитываю возможности зрительного восприятия детей, поэтому они выполнены шрифтом разной величины в нескольких экземплярах. С помощью дидактического пособия «Теремок» разы- грываем с ребёнком ситуации встречи зверей, в которых один персонаж задаёт вопрос: «Кто ты?» или «Ты кто?», а другой на него отвечает. Сложность ответа зависит от речевых возможностей ученика. Подвожу его к понима- нию того, что ведущие беседу сказочные звери, как и люди, смотрят друг на друга. Школьник располагает фигуры персонажей на магнитной доске и прикрепляет около них таблички с вопросами и ответами. В другой ситуации кто-то из зверей уже находится в теремке, а к домику приходит новый персонаж. Ребёнок изображает, как он стучит в дверь, из теремка ему задают вопрос «Кто там?», и обыгрывает ответ пришедшего зверя. Или пришедший к теремку персонаж первым задаёт Ольга Батова-Пясецкая, учитель ГКОУ СКШИ № 65, г. Москва 28 Игры и Игрушки. Эксперт №6•2018

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz