Игры и Игрушки Эксперт выпуск №6-2018
КО Р Р Е К ЦИОННА Я П Е ДА ГО Г И К А вопрос «Кто в домике живёт?», а обитатели теремка ему отвечают. Игра способствует формированию понятий «вопрос» и «ответ». Для этого все таблички распределяем с ребёнком на доске в две группы: с вопросами и с ответами. Над каждой группой размещаем таблички со словамиВОПРОС, ОТВЕТ. В ходе игры предлагаю ученику задать вопрос, спросить или ответить, используя речевой материал пред- ставленных групп. Игра с дидактическим пособием «Теремок» помогает развивать компоненты просодической стороны речи: инто- нацию, тембр, логическое ударение. Речь животных имеет различную окраску тембра, и представления об этом школьник использует в процессе игры. Например, он гово- рит тоненьким голоском, как мышка, или более низким, грубым, как волк. Работу над логическим ударением выстраиваю следу- ющим образом. Фигурки животных помещаем в домик или за подсолнухи. Затем обращаюсь к ребёнку с вопро- сами, выделяя ударением вопросительное слово. Школь- ник, в свою очередь, выделяет важное для ответа слово с помощью логического ударения. Например: Педагог: КТО дома? Ребёнок: МЫШКА дома. Педагог: КТО в саду? Ребенок: ЛИСА в саду. Педагог: ГДЕ мышка? Ребёнок: Мышка ДОМА. Педагог: ГДЕ лиса? Ребёнок: Лиса В САДУ. Для выполнения таких упражнений выделяю на табличках большими буквами слово, на которое падает логическое ударение. В зависимости от возможностей ребёнка фигурку персонажа прячу полностью, либо остав- ляю на виду какую-то её часть. Учу школьника задавать вопросы и отвечать на них с нужной интонацией. Напри- мер, вопросительная интонация создаётся при повышении голоса в конце фразы. Использую игру с пособием «Теремок» и для развития слухового восприятия школьников. Весь речевой мате- риал, который первоначально предлагается им для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатываем на слух. После знакомства со всеми персонажами, проговари- вания и восприятия на слух их названий провожу игру следующим образом. Ребёнок поворачивается спиной ко мне и к доске. Беру фигурку одного из сказочных зверей и стучу по доске, как будто в дверь теремка. Услышав стук, ребёнок спрашивает: «Кто там?». Отвечаю на вопрос, и ученик говорит то, что услышал. Затем он поворачивается, чтобы увидеть выбранного мной персонажа и проверить правильность своего ответа. В этой ситуации демонстри- рую возможность употребления слов: верно, неверно, правильно, неправильно, ошибся или ошиблась, угадал, не угадал. При развитии слухового восприятия использую и рече- вой материал для работы над логическим ударением. Например, задаю вопрос: «Где мышка?», и в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка предлагаю его для слухо-зрительного восприятия или на слух за экраном. Если ребёнок не может ответить, потому что мышка спря- тана так, что её не видно, то отвечаю за экраном: «Мышка ДОМА». Ребёнок слушает и повторяет. Игра с пособием «Теремок» всегда вызывает у школь- ников положительные эмоции, что очень важно для разви- тия эмоциональной сферы детей с недостатками слуха. Когда весь речевой материал игры достаточно хорошо отработан, использую его при организации другой деятель- ности школьников, например, в режиссёрской или сюжет- но-ролевой игре, при инсценировке сказки. Это способ- ствует накоплению и расширению словарного запаса и переносу полученных навыков в новую ситуацию. 29 www.i-igrushki.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz