Игры и Игрушки выпуск №1-2012

www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 1 1 ИСТОРИИ ИГРУШЕК Барби. Её создатели изначально сде- лали ставку на то, что их кукла долж- на быть не только модной, но и сама диктовать моду. К разработке коллек- ций одежды для Барби привлекались ведущие дизайнеры США и других стран. По методу изготовления специ- алисты выделяют три категории ку- кольной одежды. Самая распространённая и про- стая — та, что сшита дома. Обычно платья мастерили по журнальным вы- кройкам из подручных тканей. Вторая категория — профессио- нально выполненная одежда. Швеи изготавливали её как на дому, так и в мастерских. Такая кукольная одеж- да изготавливалась очень тщательно, из хороших тканей, с учётом модных тенденций. В Париже были целые улицы с портновскими мастерскими, обшивавшими исключительно кукол и отправлявших в магазины огромное количество сундучков с кукольными гардеробами. Третья категория — одежда, сде- ланная для коммерческих шоу-пока- зов. Привлекательные и недорогие, эти наряды были призваны «пустить пыль в глаза». Отделка зачастую име- лась лишь впереди платья. Детали скреплялись наспех большими стеж- ками или булавками. Конкуренция была жёсткой, мода менялась быстро, поэтому изготовители кукол стара- лись мгновенно менять старомодные или непопулярные образцы нарядов и с минимально возможными затратами выпускали для показов самые рос- кошные модели. Кукольная одежда часто следовала за детской модой, иногда подправляя её. В некоторых коллекциях есть при- меры, свидетельствующие, что дет- ская одежда выпускалась как копия уже существующей кукольной. Маленький размер позволял весь гардероб куклы XVIII века легко уме- стить в одном ящичке или сундучке, и до наших дней дошли миниатюрные версии старинной одежды разных времён. Но, увы, даже кукольная одежда со временем изнашивается. Большин- ство шляп и чепчиков отделывалось перьями и пухом, но эти детали со- хранили лишь единичные экземпляры дошедших до нас кукол. Один из наиболее приятных и познавательных опытов — коллек- ционирование кукол в оригиналь- ных одеждах или воссоздание их по старинным выкройкам, с использо- ванием антикварных тканей. Ориги- нальной считается одежда, которая принадлежит кукле изначально или была заменена в годы детства её пер- вого собственника. В начале XX века в Америке мно- гие коллекционеры кукол не считали важной оригинальную кукольную одежду или ценили только ту, что была в безупречном состоянии. Они с лёгкостью переодевали своих фар- форовых барышень в платья, сшитые по моде начала XX века, а старые вы- брасывали. Фольклорные костюмы, в которые изначально одевали многих француз- ских и немецких кукол, были попу- лярны среди путешественников, но не ценились коллекционерами. Про- давая кукол в фольклорных нарядах, дилеры сталкивались с трудностями, поэтому они переодевали их в новую одежду, более богатую, в духе требо- ваний времени. Сегодня особенно дороги куклы в оригинальных платьях. Ценятся так- же и хорошие репродукции. Чтобы воссоздать старые наряды, коллекци- онеры изучают исторические иллю- страции и специальную литературу. Они прекрасно знают, что такое «ру- кав-пагода» (сильно расширенный книзу, характерный для 1850–1860-х годов) или «рукав-овечья лапка» (уз- кий внизу и сильно присборенный наверху). Иногда старинная одеж- да воссоздаётся столь искусно, что даже опытным специалистам бывает трудно отличить подлинный образец от талантливой репродукции. Суще- ствуют методы, позволяющие сделать игрушку максимально приближенной к старинной. Для изготовления одеж- ды используются только натуральные ткани: шёлк, хлопок, шерсть. Чтобы они выглядели старше, их специально держат в растворах кофе или чая в те- чение определённого времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz