Игры и Игрушки выпуск №1-2012
2 2 • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • №1 2012 ИГРАТЬ ИЛИ НЕ ИГРАТЬ? Наталья Матушкина, начальник координационно- аналитического отдела Центра психолого-педагогической экс- пертизы игр и игрушек. Н а современном рынке по- стоянно появляется всё более странная продукция. апример, GiantMicrobes — ги- гантские микробы и клетки. На- сколько это нужно ребёнку? Авто- ры утверждают, что это наглядное пособие поможет объяснить ребён- ку трудные вопросы. Почему не надо покупать по- добную продукцию? Первое: каждому знанию — своё время. Есть знания, понима- ние которых требует развитого абстрактного мышления. Детское восприятие отличается от взросло- го. Не следует объяснять дошколь- никам, что такое логарифмы, ато- мы, целлюлоза, вирусы Эпштейна Барра и прочее. Неслучайно анато- мия, клеточная биология, вирусо- логия преподаются в старших клас- сах. Преждевременно обременяя детей знаниями, мы формируем от- вращение к учебной деятельности и бессистемные представления. Второе противоречие содер- жится в самих образах микробов. С их помощью предполагается рас- сказывать о болезнях и опасностях, при этом ребёнку предлагаются плюшевые хламидии и сифилис с глазами. Что он должен с ними де- лать? Заботиться об этих немного странных, но всё-таки одушевлён- ных, тем более подаренных ему персонажах? Или пред- полагается, что ребёнок будет их уничтожать, борясь с болезнями и недугами? Как должен играть ма- лыш с плюшевым герпесом, чтобы понять, почему у него на губе бо- лячка? Предлагая подобные игруш- ки, мы разрушаем целостность игрового замысла и нивелируем развивающую ценность игры. Наконец, третье: есть этические проблемы, осмысление и пережи- вание которых требует жизненного опыта и личностного развития. Ре- бёнок воспринимает себя целост- но, не разделяя себя на органы с их функциональным значением. Аналитический подход к познанию тела формируется постепенно в школьном возрасте. Если мы будем показывать ребёнку плюшевые ри- новирусы и объяснять, что они жи- вут в нём, а когда он пьёт горькие таблетки, то риновирусы у него вну- три умирают, дитя должно не испы- тывать радость от выздоровления, а ощущать себя кладбищем ринови- русов. Этот же аспект появляется и при разговорах с детьми о сексе. Не следует объяснять ребёнку всю фи- зиологическую природу его появле- ния на свет. Подробные механисти- ческие выкладки дезориентируют, пугают и часто травмирует детей. К сожалению, появление но- вой продукции неминуемо ведёт к спросу и распространению товара среди детей. Остаётся надеяться на критичность и вдумчивость роди- телей и педагогов. Как играть плюшевым Риновирусом? Мнение психолога • Крупные паразиты — красный и чёрный муравьи, постельный клоп, блохи, клещи, жуки-точильщики и другие. • Высокозаразные инфекции — на- пример, вирусы кори, ветряной оспы, краснухи, золотистый стафилококк. • Клетки человеческого тела — по- ловые, нервные, сердечные, кровяные, костного мозга, кожи. И многие другие представители микромира, окружающие нас, такие как клетки пыльцы или бифидобактерии. К каждой игрушке традиционно прилага- ется фото настоящей бактерии под ми- кроскопом и небольшая памятка о том, как избежать конкретной болезни или какую функцию выполняет эта клетка. Интересныидополнительныетовары— кепки, футболки, галстуки, кружки с изображениями GiantMicrobes, диспен- серы для жидкого мыла в форме бакте- рий и вирусов, напоминающие ребёнку (да и некоторым взрослым), для чего нужно мыть руки. Несложнопредставить, какойпопу- лярностью пользуются GiantMicrobes. Ведь они применимы в самых разных ситуациях — будь то игрушка для ре- бёнка, дидактический материал в шко- ле, сувенир для заболевшего друга, наглядное пособие в больнице. Как говорит сам изобретатель гигантских микробов, Дрю Оливер, они созданы для развлечения, шуток и образования, и с этими своими задачами плюшевые бактерии справляются. Основной концепт, на котором строится ассортимент игрушек его компании, звучит как «Увеличь всё, что скрыто». Некоторые персонажи GiantMicrobes таким образом увели- чены в 1 000 000 раз! Каждая игрушка базируется на реальном прототипе — клетке, бактерии, вирусе или другом паразите, но, конечно, создается в адаптированном для детского вообра- жения дизайне. Поэтому гигантские микробы, даже возбудители действи- тельно страшных болезней, не пугают детей, но по их внешнему виду понят- но, что они — «плохие» персонажи. Размер большинства игрушек се- рии около 15–20 см, но есть и специ- альные, ещё больше увеличенные куклы по 30–40 см. В основном они изготавливаются из мягкого плюша, но есть и новинки — гнущиеся вини- ловые фигурки. Цена на гигантские микробы довольно демократичная — от 350 р. за штуку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz