Игры и Игрушки выпуск №1-2012

2 8 • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • №1 2012 ЗНАК КАЧЕСТВА зациями периодических смотров со- стояния торговли игрушками и снаб- жения ими детских учреждений» с последующими предложениями «по вопросам улучшения ассортимен- та, повышения культуры торговли, участия в организации и проведении конкурсов на лучшие игрушки, игры, игровое оборудование». ХТС разрабатывал и издавал реко- мендательные списки игрушек, игр, игрового оборудования для детских учреждений. Прекратил свою дея- тельность он 1990-х годах, когда пра- вительство РФ дало Минобразованию России право ввести «Временный порядок проведения экспертизы на- стольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Правопреемником ХТС ста- ла секция «Игрушка» Федерального экспертного совета Министерства об- разования РФ (ФЭС Минобразования России). Сегодня психолого-педагогичес- кой экспертизой занимается незначи- тельное число экспертных советов, ко- торые разрознены, имеют стихийную практику оценки игрушки, не имеют единой нормативно-правовой и мето- дической базы. Правопреемником секции «Иг- рушка» ФЭС Минобразования России по праву можно считать Межрегио- нальную общественную организацию «Объединение независимых экспер- тов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» (МОО «Экспертиза для детей»), уч- редителями и членами которой стали бывшие эксперты ФЭС Минобразо- вания РФ, неравнодушные учёные, методисты, педагоги-практики, пси- хологи, производители, авторы-разра- ботчики, представители издательств и органов власти. Все члены этого Экспертного со- вета считают, что игрушка должна быть культуроcообразной и соответ- ствовать принятым в обществе нор- мам и духовно-нравственным ценно- стям. Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек n Социальная и психологическая безопасность игрушки: — в игрушке не должно быть яв- ных признаков, провоцирующих ре- бёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу; — в игрушке или её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной ком- петенции ребёнка; — игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскор- блять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недо- статкам людей; — игрушка не должна вызы- вать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ре- бёнка. n Соответствие игрушки указан- ному в описании возрасту ребёнка. n Привлекательность игрушки для ребёнка. n Возможность полифункцио- нального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физиче- ское и духовное развитие). n Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в кон- струкции игрушки, логике игры и в их описании. Дополнительные критерии n возможность использования игрушки в коллективной игре; n возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями); n прочность и долговечность игрушки; n использование экологически чи- стых материалов; n качество описания игрушки; n качество упаковки игрушки. Подумаем о будущем Стремясь к улучшению качества игрушек в целом, давайте попробуем, изучив опыт прошлого и учитывая современные условия развития пси- холого-педагогической экспертизы, представить будущее. Нам необходим пакет документов, регламентирующих деятельность экс- пертных советов на территории Рос- сии. На мероприятиях, проводимых в рамках Парламентских слушаний, вы- ставок игрушек, обязательно должны звучать голоса педагогов, непосред- ственно соприкасающихся с детской игрой и использующих в своей дея- тельности игрушки и игровое обору- дование. Экспертным советам важно проанализировать состояние произ- водства, рынка и оснащения игровых комнат игровой продукцией в разно- профильных образовательных и куль- турно-медицинских учреждениях. Для этого необходимо предусмотреть: — формирование единых ре- естров продукции, прошедшей экс- пертизу (для всех организаций, зани- мающихся экспертизой); — в каталогах игровой продукции обязательно должны быть маркеры, указывающие на продукцию, про- шедшую психолого-педагогическую экспертизу. Это совсем немногое из того, что сегодня мы можем и должны сделать. Многие руководители современных ДОУ смогли бы предложить своё виде- ние деятельности экспертных советов. От редакции: присылайте свои мне- ния по адресу: redaktor@i-igrushki.ru . Известен исторический факт: в 1959 году в Москве на Кузнецком мосту прошла выставка русской народной игрушки под названием «Игрушки дают урок». Название выставки очень символично. Настала эпоха возрождения русской народной игрушки, и начало этому положила серия «Родная игрушка» со знаменитым Ванькой-встанькой, туесками с затеями, матрёшкой «Семья» и другими русскими народными игрушками. Материалы предоставлены МОО «Экспертиза для детей»

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz