Игры и Игрушки выпуск №1-2012
www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 3 1 ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ немцы да русские наделены ге- нием игрушки». Но если немец- кая игрушка давно была «постав- лена на поток, офабричена», то русская игрушка гораздо дольше сохраняла индивидуальность и неповторимость, тепло рук и души мастера-изготовителя. В этом огромная разница между современными игрушками и на- родными. В настоящее время в Алек- сандровском дворце под руковод- ством С. Пчельниковой работают над проектом воссоздания кол- лекции игрушек детей импера- тора Николая II. Куклы великих княжон были в основном фар- форовые немецкого производ- ства. К ним прилагалось полное приданное, и такие куклы были скорее предметом роскоши, а не забавой. Младшие девочки раз- глядывали кукол, часто не реша- ясь к ним прикоснуться, такие они были красивые. Но ситуа- цию мудро исправляла их мать Александра Федоровна. Импера- трица приучала дочерей шить и вязать одежду для кукол, внося в игру необходимые элементы творчества и привычки к труду. (www.dollplanet.ru ) Каждая народная игрушка — это целая история. «Этот волк, знать, добрый был, я его нарядно крашу. А этот волк — чёрный. Он овечку ухватил. На плечо за- кинул и потащил в лес. Я его пре- жде чёрным замарала, да на спине звёзды навела: ночью ведь прибе- гал разбойник», — рассказывает народная умелица об изготовле- нии игрушки. Мы отнюдь не предлагаем за- менить фабричные игрушки само- дельными. Народные игрушки — скорее сувениры, они непрочны и недолговечны. Такие игрушки нельзя помыть, если они запачка- лись, они легко ломаются, а кукол нельзя переодеть в другую одеж- ду. Но такие игрушки обязательно должны быть у ребёнка. «Куклотерапия» В 1940 году американец Я.Л. Мо- рено основал Институт социоме- трии и психодрамы, где воспро- изводил с пациентами в игровой форме наиболее травматичные для них ситуации. В 1990 г. И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова ис- пользовали аналогичную мето- дику для детей с участием кукол. Сегодня с помощью кукол лечат заикание, повышают саморегуля- цию и эмоциональную устойчи- вость, корректируют отношения ребёнок — родитель. Во время болезни у детей обостряется по- требность играть в куклы. В на- шей гимназии мы изготавливаем куклы, мягкие игрушки. Девоч- ки шьют их с удовольствием. Во время работы дети погружаются в сказочный мир, забывают об оби- дах и проблемах. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Эта традиция сохранилась с тех пор, когда мальчика сажали на живого коня. По мере взросления царевичу покупали барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды. Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё и одежду. Игрушка в России до XVIII века называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготавливались дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, львы, петушки, собачки, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки; игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz