Игры и Игрушки выпуск №1-2012
www.i-igrushki.ru • И Г Р Ы И И Г Р У Ш К И • 3 5 ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ жет «мама», хлопнешь два — скажет «папа», хлопнешь четыре раза — заплачет, покачаешь — засмеётся. А если продолжает плакать, дашь бу- тылочку — плакать перестанет, глаз- ки захлопнутся, огоньки на голове погаснут и куколка резко заснёт, пря- мо тут, на площадке, голышом. Вместо живого котёнка ребёнку покупают пушистую мяукающую игрушку. Забот никаких — ни кор- мить, ни гулять, ни убирать за ним не нужно, а выглядит ну совсем как живой. Игрушечные звери «выража- ют своё отношение» к ребёнку: мед- вежонок, щенок или котёнок умеют вилять хвостиком и обниматься… Куклы могут болеть — у них подни- мается температура и краснеют щёч- ки, некоторые даже чихают. Такие игрушки приводят в восторг, удивля- ют, забавляют, кажутся суперсовре- менными. Однако помогают ли они развитию игры? Никакая программа не может вос- произвести внутренний мир человека (его волю, желания, переживание, от- ношение к другим), а без этого все изменения игрушки — лишь безжиз- ненные механические звуки или дви- жения. Эти движения в отличие от живых всегда одинаковые (даже если их 48 вариантов) и не зависят от игра- ющего. Такие игрушки не требуют ни физических, ни умственных усилий. Но игра без усилия, без активной дея- тельности — всегда плохая игра. В дошкольном возрасте дети об- щаются с игрушкой, которая стано- вится другом. Обычно это мягкие образные игрушки — мишки, кошеч- ки, собачки, куклы. Близость такого друга помогает малышу пережить опасность или одиночество, даёт ощущение своей нужности и само- стоятельности. Малыши приписыва- ют им свои чувства и переживания. «Киска плачет, маму ждёт, а мама не приходит» — говорит девочка, по- глаживая любимую игрушку. Ребёнок переносит себя в тело игрушки, и оно становится воплощением его «Я». Разговор с игрушкой — это разговор одного «Я» с другим, воплощённым в материальном предмете. Именно это делает общение с игрушкой важным условием формирования самосозна- ния. С интерактивной игрушкой такой диалог невозможен. С игрушками, напичканными техническими новин- ками, не нужно ничего придумывать и воображать. Нажимай на опреде- лённые места и наблюдай, что она скажет или сделает. Но именно такие игрушки предпочитают взрослые и дети, на их выпуск ориентированы производители. Особенности «игры» с такими игрушками — в манипули- ровании и экспериментировании, ко- торые ничего общего не имеют с сю- жетной игрой. Подтолкнуть ребёнка к развёртыванию сюжета возможно лишь при выключении или поломке механизма. Наличие механизма сводит игро- вые действия к стереотипным мани- пуляциям. Игрушка выступает в каче- стве забавы, но никак не способствует разворачиванию игры, созданию мни- мой ситуации или принятию роли. Она сама диктует ребёнку, что с ней нужно делать. Ребёнок попадает под её влияние, он лишён возможности действовать самостоятельно: ожив- лять, додумывать, представлять. Всё уже сделано за него. Остаётся быть наблюдателем и использовать заго- товленные для него предметы и го- товые механизмы. А это очень скоро надоедает. Прелесть новизны быстро улетучивается. Требуются всё новые и новые «навороты». Если в игруш- ке присутствуют чётко фиксирован- ные движения и звуки, тормозится не только фантазия ребёнка, тормозится его внутренняя психическая жизнь. Игрушка навязывает свой образ и спо- соб действий, и поэтому не позволяет ребёнку даже создать свой замысел. Главные качества детской игры — свобода действий, эмоциональная на- сыщенность, творческая активность, изобретательность — при этом не требуются и не развиваются. Прилавки игрушечных магазинов заполнены до отказа, ведь игрушка — такой же товар, как и любой другой продукт. Товар необходимо выгодно продать, а значит, важно придумать нечто из ряда вон выходящее, удив- ляющее и ошеломляющее. Но игруш- ка — не обычный товар, она имеет прямое отношение к психическому и нравственному развитию ребёнка. Однако это мало интересует произво- дителей и продавцов. Интерактивные игрушки всё дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz