Журнал "Игры и Игрушки" №1-2017
ПЕДАГОГИ ПРЕДЛАГАЮТ � 33 ном контексте, двигаясь в пространстве и прикаса- ясь к предметам. • Особое внимание уделяется работе в неболь- ших проектных группах. Действуя совместно, дети учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою позицию и воспринимать чужую. Это, напри- мер, одно из отличий с Монтессори-методом, кото- рый поощряет индивидуальную работу. • Ребёнку предоставляется свобода в постижении окружающего мира и выражении собственных идей. Дети изучают живопись, музыку и танец, познают законы окружающего мира и развивают конструк- торские навыки. Приветствуется свободное исполь- зование в работе над проектами разнообразных при- родных и бытовых материалов. Результаты проектов по завершению обязательно подвешиваются к по- толку, ставятся на полки, крепятся на стенах – одним словом, демонстрируются. • Работа со светом и тенью – очень важный эле- мент Реджио. Работа на световых столах, примене- ние проекторов, фонарей и свето-микроскопов по- зволяет ребёнку понять и почувствовать контуры, силуэты, тени и очертания окружающих его вещей. «Ателье» – это зона свободного творчества и экспе- римента для ребёнка, существенная и основополага- ющая часть итальянского подхода. • Принципиальной особенностью Реджио-под- хода является также и то, что педагог только ставит вопросы, а не даёт ответы. Интерес детей стиму- лируется с помощью правильно и вовремя задавае- мых вопросов, игровой или проектный процесс го- раздо важнее результата, а собственные идеи детей важнее, чем сухие стандартные факты. Взрослый для ребёнка – соисследователь и соавтор. Реджио с раннего детства приучает детей учиться самим, а не ждать, пока их научат, ведь интерес – движу- щая сила развития детей и лучшая мотивация. Даже если выдвигаемые ребёнком идеи «неправильные», «нелогичные» или «ненаучные», важно то, что у ре- бёнка есть собственный взгляд на проблему или во- прос. Именно так появляются новые нестандартные идеи и взгляды на мир, что, кстати, подтверждается опытом Италии, славящейся своим классическим и современным искусством – великолепной живопи- сью, дивной архитектурой, дизайнерскими вещами и интерьерами… • В Реджио-центрах отсутствуют чёткие методи- ческие планы, поскольку в основе обучения лежат проекты. Темы дети выбирают сами под руковод- ством учителей на общем утреннем собрании. Чем шире тема, тем глубже можно в неё погружаться, по- этому нередко бывает, что проекты длятся несколько месяцев, весь учебный год, а иногда даже два-три учебных года. Результаты работы документируют- ся: учителя и ассистенты записывают мысли детей, возникающие в ходе работы, а самые важные мо- менты фиксируются на фото и видео, на основе этих материалов потом готовятся «говорящие стены». Все материалы находятся в свободном доступе – это является одним из ключевых моментов Реджио. Документирование даёт ребёнку возможность со временем по-новому оценить тему, что-то добавить или исправить. Учителю – отслеживать динамику развития ребёнка, оценивать свою роль. Для роди- теля – это возможность взглянуть на своего ребёнка с непривычной точки зрения, активно участвовать в образовательном процессе. • Каждый Реджио-центр совершенно уникален. Мы лично имели возможность познакомиться с особенностями работы более 10 центров в США и Италии, и все они были абсолютно разные. По всему миру не найти двух одинаковых Реджио-школ – они формируются под влиянием социальной и культур- ной среды, в которой находятся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz