Журнал "Игры и Игрушки" №1-2020

ИГРАТЬ ИЛИ НЕ ИГРАТЬ � 17 Психологи и педагоги в один голос заявляют, что для детей игрушки – не просто забава, а уменьшенная мо- дель окружающего мира: именно с их помощью форми- руются представления обо всём, что находится вокруг. Но, как с помощью игр и игрушек, дети могут узнать о разнообразии профессий, если на прилавках магази- нов в широком ассортименте встречаются одни и те же наборы по профессиям (в разной интерпретации), в ос- новном это чемоданчики доктора, сумочки парикмахе- ра и кухонная утварь повара, напоминаю, мы говорим о женских специальностях. Но разве этого достаточно для выбора дела всей жизни? Не накладывает ли это от- печаток на тот факт, что в последние годы всё чаще и чаще молодёжь не работает по выбранной специально- сти, и постоянно меняет сферу деятельности? Помню, рассказывала мама, что по окончании 8 классов она по- няла, что если не пойдёт в 9 класс, то сможет выбрать только педагогический или медицинский техникум (это были 80-90 годы), технические специальности она не рассматривала. Это я к тому, что в том числе и образова- тельные организации по сей день не дают возможность воспитанникам попробовать себя в широком спектре профессий, тем более, что на сегодняшний день мно- гие из них трансформировались и требуют совершенно иных навыков. Какие «профориентированные» игрушки предлагают производители? Рассмотрим этот вопрос на примере самой известной и любимой всеми девочками игрушки – куклы Barbie. Пожалуй, это единственная кукла, «освоившая» порядка 200 профессий: она была и аквалангистом, и стюардес- сой, и пилотом ВВС, и ветеринаром, и учёным, и даже кандидатом в президенты. Главной своей миссией ком- пания Mаttel считает необходимость донести до девочек смысл фразы: «Ты можешь стать тем, кем захочешь!» Серия кукол Barbie «Кем быть?» как раз и посвящена разным видам деятельности, и год от года она пополня- ется новыми моделями. Каждая кукла этой серии уни- кальна: одежда соответствует её профессии, а аксессуа- ры дополняют её образ и увеличивают возможности для сюжетных игр. Исследователь космоса, ветеринарный врач, инженер, спасатель, фермер, музыкант, дрессиров- щик или флорист – эти и другие не менее интересные профессии может выбрать девочка, когда вырастет. И именно игрушки в большей степени раскрывают новое, побуждают детей к занятиям, желанию получить и раз- вить определённые навыки. Но разве большинство девочек хотели бы получить в подарок одну из таких кукол? Давайте будем честны с собой! Скорее всего, они выбрали бы, Barbie-русалочку или Barbie-принцессу, и играли с ней, переодевая из од- ного красивого наряда в другой. Если это понимаем мы с вами, то и компания Mattel тем более. И всё же она про- должает выпускать «социальные» образы, скорее всего под воздействием общественного давления и СМИ, и уж точно не из-за рыночного спроса на них. Получается, что в узком ассортименте данной продукции виноваты сами родители, которые не обращают внимание детей на полезный контент, включая им лишь популярные муль- тфильмы и читая волшебные истории, а потом покупая персонажей этих историй? Большинство девочек дошкольного возраста на вопрос «Кем ты хочешь стать в будущем?» отвечают Светлана Хрущёва, выпускающий редактор

RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz