Журнал "Игры и Игрушки" №2-2015
ПЕДАГОГИ ПРЕДЛАГАЮТ � 29 сделать – научить воспринимать звуки сами по себе. Научить понимать, где согласные мягкие, согласные твёрдые, а где гласные. Не учите читать. Учите осоз- нанно произносить. Прятки Помогут буквы-карточки или целые алфавиты. У каждого маленького человечка есть алфавит: краси- вый, яркий, в книжке, на стенке, с картинками или без. Для образовательных целей подходит любой алфавит или набор карточек с буквами. Вы показы- ваете букву, а ребёнку нужно назвать звук, который «прячется» в этой букве. Реализуя это упражнение, помните, что согласные звуки могут обозначать как мягкие, так и твёрдые звуки. Следите: малыш дол- жен называть и твердый звук, и мягкий обязательно. Звуки коротки. Нет звука [тэ], есть звук [т] или [т´]. Нет звука [бэ], есть звук [б] или [б´]. Нельзя здесь вам самим ошибиться. Если ребёнок запомнит звук [бэ], то ему будет позже очень сложно читать, он будет пытаться произнести неправильно слог или слово. Помните, что есть буквы-ловушки: твёрдый знак, мягкий, которые не обозначают звука; а ещё есть гласные, которые обозначают сразу два звука: [е], [ё], [ю], [я]. Первый этап пройден. Надо совершенствовать- ся! Дошкольник легко уже называет звуки, обозна- чаемые каждой буквой. Тренируйтесь на слоги: ставьте две карточки рядом, «до» должно превра- титься в «доооооо». Используя алфавит, поиграй- те дальше: договоритесь с ребёнком, что он будет «петь» гласный до тех пор, пока вы не укажете на другую букву. Так можно складывать первые песни! Смело меняйтесь ролями. Теперь поёте вы, а ребё- нок хлопает, услышав оговоренный заранее звук. И весело, и очень полезно. Везде ищите нужный звук. В вывесках, в песнях, в разговорах. Но именно звук. Слова-домики Освоив дифференциацию звуков на слух, переходи- те к визуальному воплощению. Теперь у звуков по- являются значки, и из них нужно складывать слова. Общепринятые обозначения: гласным звукам соот- ветствует красный цвет, мягким согласным — зелё- ный, а твёрдым — синий. Нарисуйте вместе слово «дом»: синий квадратик, красный и ещё раз синий. А слово «мёд»: зеленый квадратик, красный и синий. Это в будущем очень поможет при изучении фонетики. Помните: сразу не получается ничего, и ребёнку может быть слож- но. Окажется вдруг, что есть такие гласные, которые делают предыдущий согласный мягким! Всю эту информацию нужно постепенно добавлять. Не без помощи взрослых и интереса ребёнок научится с лёгкостью создавать уютные «дома» словам. А вот теперь самое время переходить к буквам. Теперь ребята уже понимают, что звук «прячется» в букве. Теперь пора давать буквам имена. Тут вновь к нам на помощь придёт алфавит или набор карточек. На них всегда написано полное имя буквы. «Буква «тэ» обозначает звук [т] и [ть]— вот к чему в итоге должен прийти ребёнок. Теперь вы сможете везде искать буквы, стараться читать слова. Самое главное в этой работе — систематичность. Немного времени, но каждый день в итоге дадут пре- красный результат. Но стоит забросить… Поверьте, ребёнка не придётся заставлять. Дошкольники с удо- вольствием познают новый мир и будут рады стать чуточку самостоятельнее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Nzk0ODUz