"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Добро пожаловать, Маленький принц!
Цель: формирование у детей представлений об аутизме.
Задачи:
- информирование детей о существовании аутизма;
- развитие навыков эмпатии по отношению к аутистам;
- формирование толерантного отношения к проблеме аутизма.
В одном сказочном королевстве жил Маленький принц. Он очень любил путешествовать. Маленький принц посетил все города королевства. Он увидел все чудеса, и заскучал: ничто больше его не радовало и не удивляло. Принц стал чахнуть на глазах. Перемены в настроении принца заметил Король. Он стал думать, чем развеселить наследника. Король вспомнил, что в молодости был космическим путешественником. И знал, как это приятно - прилетать на незнакомые планеты и заводить там новых друзей.
Король предложил принцу взять его космический корабль и отправиться в путешествие. Принц сразу воспрянул духом и стал собираться. Корабль Короля был совсем маленьким, так что поместиться там мог один принц. Он попрощался с родителями и отправился в путь. Космический корабль быстро набрал высоту, и скоро в иллюминаторе появились очертания незнакомой планеты. Бортовой компьютер подсказал принцу, что планета называется Реген. Никаких сведений о новой планете, её населении и природе, не было. Но это не напугало, а заинтересовало Маленького принца. И уже через час он высаживался на Регене. Жители Регена вышли встречать его. Внешне они ничем не отличались от землян. Маленький принц улыбнулся и помахал регенцам. Один из местных жителей сказал что-то принцу, но тот не понял ни слова. Тогда принц сам заговорил: «Здравствуйте! Я — Маленький принц с планеты Земля». Судя по растерянным лицам регенцев, они тоже не поняли его. Инопланетяне решили, что принц совсем малыш, и отвели его в детский сад. Принц сразу узнал это место, ведь на Земле он уже ходил туда.
Маленькие регенцы не отличались от земных детей. Они стайкой окружили новичка и начали наперебой задавать вопросы. А так как он не понимал их языка, ответить не смог. Дети тоже не понимали принца, и разговора не получилось. Это немного разочаровало его, но он решил не унывать.
Регенцы-воспитатели пригласили Маленького принца порисовать вместе с детьми. Принц обрадовался: он любил рисовать. Но оказалось, что регенские дети рисуют не так, как земные. Они надевали на руки толстые варежки и только потом брались за карандаш. Принцу тоже дали варежку, карандаш, лист бумаги. Кто хочет попробовать рисовать, как регенцы? (Желающие надевают варежку и пытаются рисовать.) Легко было рисовать? Получилось у вас нарисовать то, что вы хотели?
Дети: Нет, не совсем.
Педагог: Принцу не понравился его рисунок, и он ещё больше расстроился. Дети стали делать аппликацию. Вырезая, регенцы пользовались одной рукой. Принц спрятал руку за спину и тоже начал вырезать картинку. Кто хочет попробовать вырезать по-регенски? (Желающие прячут не ведущую руку за спину. Педагог держит лист, из которого ребёнок пытается вырезать картинку). Как вам удобнее вырезать: по-земному или по-регенски?
На следующем занятии малыши читали книгу. Буквы в этой книге, как ни странно, были похожи на земные. Принц обрадовался — наконец-то он выполнит задание. Но регенцы и читали по-своему: закрывали глаза и проводили руками по странице с текстом. Когда до Маленького принца дошла очередь, он закрыл глаза и коснулся ладонью страницы.
Педагог: Кто хочет почитать таким образом? (Желающие закрывают глаза и на ощупь пытаются прочитать выложенное из магнитной азбуки слово.)
Маленький принц не смог прочитать ни слога. Дети смотрели на него с удивлением. Они не понимали, как можно не уметь простых вещей. Кто-то начал смеяться. Маленький принц хотел жестами объяснить, что на Земле всё делают по-другому.
Педагог: Кто хочет сделать это как принц? (Дети пытаются общаться жестами.) Никто ничего не понял. Принц расстроился ещё сильнее. Ему захотелось топать ногами и кричать от бессилия. Воспитатели подозвали к себе детей и что-то сказали им. После этого дети посмотрели на принца с интересом. Одна девочка подошла к нему и попыталась его успокоить, погладив по голове. Но принц не захотел успокаиваться. Тогда девочка взяла лист бумаги и карандаш, надела варежку и начала показывать Принцу, как правильно рисовать. Принц вытер слёзы и стал смотреть, как ловко девочка орудует карандашом. Другие дети тоже начали подходить к принцу и что-то объяснять, показывать. К вечеру у Маленького принца начало получаться рисовать в варежке. Но большая часть инопланетной речи оставалась для него непонятной. А читать с закрытыми глазами не получилось вовсе. Солнце опустилось за горизонт. Принц затосковал по родителям и своему королевству. Он решил вернуться домой. Помахал на прощание новым друзьям и те помахали ему, хотя и не понимали, что означал его жест. Принц вернулся к космическому кораблю серебряного цвета с голубым прозрачным иллюминатором, залез внутрь и задал бортовому компьютеру координаты Земли. Через час Маленького принца уже встречали родные земляне. Они смеялись, пожимали ему руку и говорили, как рады его возвращению. Принц был рад не меньше. А ещё он испытал огромное облегчение, когда понял, что его здесь понимают и принимают. Как же легко и приятно говорить на одном языке!
Педагог: Почему Маленькому принцу не понравилось в детском саду? Что думали другие дети, когда видели, что принц не умеет того, что умеют они? Вам хотелось бы жить на такой непонятной планете? (Ответы детей.) Оказывается, на Земле есть дети и взрослые, которые чувствуют себя так же, как Маленький принц на Регене. Им сложно общаться, они с трудом учатся тому, что у вас получается легко. И наоборот, то, что вам трудно — даётся им легко. Им непонятны наши чувства. Мы кажемся им странными, непонятными. Эти люди называются аутистами, они особенные, не такие как все, они родились такими. Их особенность учёные называют аутизмом. Аутисты, как и мы с вами, хотят общаться, играть, дружить. Но для них эти задачи кажутся непосильными. Аутистам нужна наша забота и помощь, поэтому, если вы увидите такого человека, относитесь к нему с пониманием и участием. На планете Земля есть много людей с особенностями развития и об этом мы поговорим на следующих занятиях.
Марина Ушакова, педагог-психолог
ГБОУ Школа №2109, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии