"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2015
Игровой комплекс для тренировки произношения «Волшебные ладошки»
На логопедический пункт МКДОУ «Детский сад № 20» зачисляются дети с различными нарушениями речи: дислалия, дизартрия, заикание и другие. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры занимают прочное место на логопедических занятиях
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии и, особенно (!), в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, помогают совершенствовать мелкую моторику, развивать речь и образное мышление.
Во время выполнения детьми пальчиковых упражнений я обратила внимание, что дети с трудом запоминают названия, «имена» пальцев. Для закрепления названий я предложила детям обвести свою ладошку и называть каждый пальчик, объясняя при этом, почему тому или иному пальчику дали такое «имя». Увидев, с каким интересом дети выполняют это задание, проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения и собственный опыт практической работы, я попыталась дополнить систему упражнений, направленных на автоматизацию звуков своей методической разработкой «Волшебные ладошки». Совмещая работу с пальчиками ребёнка и работу со звуками, мы получаем двойную эффективность от упражнения.
Цель: Оптимизация процесса автоматизации и дифференциации звуков путём осуществления ручных и артикуляторных движений.
Задачи:
Для детей, не знающих алфавит, вводим зрительные опоры-символы гласных звуков. Эти символы соответствуют положению губ человека при произношении того или иного гласного звука. Таким образом, символы не только подсказывают какой звук произносить, но, и напоминают малышу, что губы должны активно работать, что обеспечивает чёткость артикуляции.
Очень успешно использую данный метод при дифференциации звуков на подгрупповых занятиях. Ребята с огромным удовольствием «путешествуют» по своей «звучащей ладошке».
Используя «Волшебные ладошки» при автоматизации и дифференциации звуков, ребёнок не только запоминает название пальцев, но и начинает оценивать их работу.
Ребёнок договаривает слово, начав соответствующим каждому пальцу слогом. Какой пальчик быстрее справится (закрепляется звук) — тот и победитель! При автоматизации звука в обратных слогах работа идёт от кончика пальца к середине ладошки (от символа гласного звука к поставленному звуку).
Метод «Волшебные ладошки» положительно влияет на эмоциональное развитие ребёнка через слово, рисунок, увлечённость, заинтересованность, яркое впечатление, труд. Это не просто скучное проговаривание звука, это и интересная игра, и возможность порисовать, посоревноваться.
А вторые — догонять, (Ритмичные движения указательных пальцев.)
Третьи пальчики — бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвёртые — пешком, (Медленное движение безымянных пальцев.)
Пятый пальчик поскакал, (Ритмичные касания мизинцами.)
Поскользнулся и упал. (Удар кистями рук по тренажёру.)
Такой самомассаж положительно влияет на тактильные сенсоры, снимает напряжение с кистей рук, даёт посыл к развитию речи.
Хочется отметить, что данным методом пользуюсь не только я, но и мои коллеги, которые активно её используют в своей практике и считают такую разработку очень интересной, увлекательной и, что самое главное в нашей работе, эффективной.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии и, особенно (!), в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, помогают совершенствовать мелкую моторику, развивать речь и образное мышление.
Во время выполнения детьми пальчиковых упражнений я обратила внимание, что дети с трудом запоминают названия, «имена» пальцев. Для закрепления названий я предложила детям обвести свою ладошку и называть каждый пальчик, объясняя при этом, почему тому или иному пальчику дали такое «имя». Увидев, с каким интересом дети выполняют это задание, проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения и собственный опыт практической работы, я попыталась дополнить систему упражнений, направленных на автоматизацию звуков своей методической разработкой «Волшебные ладошки». Совмещая работу с пальчиками ребёнка и работу со звуками, мы получаем двойную эффективность от упражнения.
Цель: Оптимизация процесса автоматизации и дифференциации звуков путём осуществления ручных и артикуляторных движений.
Задачи:
- оптимизация процесса автоматизации и дифференциации звуков;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха;
- развитие памяти, внимания;
- развитие координации движения пальцев рук.
Игра «Дружим с ладошками»
На листе бумаги цветным карандашом ребёнок обводит свою ладонь (если не получается, с помощью логопеда). На каждом пальчике пишем гласные буквы, а в центре — поставленный звук.Для детей, не знающих алфавит, вводим зрительные опоры-символы гласных звуков. Эти символы соответствуют положению губ человека при произношении того или иного гласного звука. Таким образом, символы не только подсказывают какой звук произносить, но, и напоминают малышу, что губы должны активно работать, что обеспечивает чёткость артикуляции.
Символы гласных звуков
Вначале произносим поставленный звук утрированно, а затем, продолжая произносить звук, ведём одноимённым пальцем, от центра ладошки по очереди к каждому пальцу, например: р-р-ра, р-р-ро, р-р-ру, р-р-ры, р-р-рэ; с-с-са, с-с-со, с-с-сы и т.д.Очень успешно использую данный метод при дифференциации звуков на подгрупповых занятиях. Ребята с огромным удовольствием «путешествуют» по своей «звучащей ладошке».
Игра «Ладошки соревнуются»
В основе этой игры лежит предыдущая её версия. Только в этом варианте дети соревнуются между собой. (Моя ладошка «рычит» Р-Р-Р, а моя «гудит» Л-Л-Л.) Игра помогает ребёнку не только самостоятельно произнести звуки, но ещё и услышать, как соперник их произносит.Используя «Волшебные ладошки» при автоматизации и дифференциации звуков, ребёнок не только запоминает название пальцев, но и начинает оценивать их работу.
Игра «Пальчик-победитель»
Игра направлена на автоматизацию поставленного звука в словах. Особенно она актуальна при работе с детьми со стёртой дизартрией, у которых затруднён процесс автоматизации звуков.Ребёнок договаривает слово, начав соответствующим каждому пальцу слогом. Какой пальчик быстрее справится (закрепляется звук) — тот и победитель! При автоматизации звука в обратных слогах работа идёт от кончика пальца к середине ладошки (от символа гласного звука к поставленному звуку).
Метод «Волшебные ладошки» положительно влияет на эмоциональное развитие ребёнка через слово, рисунок, увлечённость, заинтересованность, яркое впечатление, труд. Это не просто скучное проговаривание звука, это и интересная игра, и возможность порисовать, посоревноваться.
Тренажёр-массажёр «Волшебные ладошки»
Вышли пальчики гулять. (Ритмичные движения больших пальцев.)А вторые — догонять, (Ритмичные движения указательных пальцев.)
Третьи пальчики — бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвёртые — пешком, (Медленное движение безымянных пальцев.)
Пятый пальчик поскакал, (Ритмичные касания мизинцами.)
Поскользнулся и упал. (Удар кистями рук по тренажёру.)
Такой самомассаж положительно влияет на тактильные сенсоры, снимает напряжение с кистей рук, даёт посыл к развитию речи.
Хочется отметить, что данным методом пользуюсь не только я, но и мои коллеги, которые активно её используют в своей практике и считают такую разработку очень интересной, увлекательной и, что самое главное в нашей работе, эффективной.
Бурлият Эльдерханова, логопед
МКДОУ «Детский сад № 20»
Ставропольский край, г.Михайловск
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку