"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Игры на ассоциации
Что такое ассоциация? Ассоциация – это сформированная и закреплённая в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками или свойствами другого объекта.
Связывая образное и логическое мышление, игры на ассоциации дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития детей. И поэтому одной из составляющей коррекционно-логопедического процесса при работе с детьми с ОВЗ является обучение детей установлению ассоциативных связей между предметами и явлениями. Предлагаем вашему вниманию дидактические пособия, сделанные своими руками, для развития ассоциативного мышления у детей и умозаключений.
Круги Луллия – это универсальное дидактическое средство, которое формирует мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу; развивают словарный запас, воображение, точность движений и глазодвигательную активность. Может быть с разным количеством кругов, от двух до четырёх, в зависимости от цели игры и возраста детей.
Наше пособие состоит из четырёх кругов. Они подвижны. Каждый круг разделён на 8 секторов, в которых размещены картинки. При вращении кругов под стрелкой показываются определённые картинки. С этим пособием можно играть с детьми от 4 до 7 лет.
Игра «Путешествие по сказкам». На кругах Луллия картинки – ассоциации из 8 сказок. Детям даётся задание, раскрутив круги, найти картинки – ассоциации под стрелкой, а затем составить предложение. Например, сказка «Золушка» – картинки-ассоциации: карета из тыквы, бал, хрустальная туфелька. Составляем предложение: «Золушка поехала на бал в карете, превращённой из тыквы, и потеряла хрустальную туфельку». Или по сказке «Аленький цветочек» – картинки ассоциации: меньшая дочь, дворец, Чудовище. Составляем предложение: «Меньшая дочь попала во дворец к Чудовищу, в котором оказался заколдованный принц».
Очень интересно играть на кругах Луллия в игры на «Установление связей». Ребёнку предлагается к каждой картинке подобрать логическую пару: игла – нитки – швейная машинка = платье; туча – молния – дождь = зонт; гуси – перо – подушка = сон.
В эти игры на установление связей дети играют с удовольствием. Единственная проблема заключается в том, чтобы сохранить интерес у детей, картинки нужно обновлять. Тогда детям точно не надоест играть.
Игра «Что нужно каждому предмету». Нужно подобрать картинку, которая должна быть связана с определённым предметом. Но по какому признаку картинки связаны между собой – это должен определить сам ребёнок. Например, тарелке с супом нужна ложка, собаке – будка, бабочке – цветок.
Также, пользуясь ассоциациями, можно научить запоминать цифры и развивать мышление у детей с ОВЗ. Здесь слово «ассоциация» мы будем употреблять в несколько ином значении, в значении схожести. На какую цифру могут быть похожи предметы или части предмета. Таким образом, игры с использованием кругов Луллия на ассоциации дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития детей с ОВЗ.
Также хотим представить вашему вниманию дидактическое пособие, сделанное своими руками, «Кубики ассоциации». Для этого можно использовать любые старые кубики, обклеенные картинками на различную тематику. Ребёнку показываем обобщающую картинку, расположенную на одной грани куба. Например, тема «Транспорт». Поворачивая кубики, ребёнок находит все картинки, на которых изображён транспорт, и выстраивает кубики в ряд.
Это игра на повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности с ребёнком в занимательно-игровой форме. Поворачивая кубики, ребёнок также тренирует мелкую моторику рук.
Следующее пособие сделано из любимой игрушки детей – «pop-it» и называется «Поле чудес». Цель данного дидактического пособия – развитие цветовых ассоциаций. Выбирая определённый цвет стрелкой, ребёнок должен подобрать предметы, находящиеся на столе, которые ассоциируются с данным цветом. Например, выбирает предметы, которые ассоциируются с жёлтым цветом.
Ещё одна игра на развитие ассоциаций по размерам – «Подбери колёса». Колёса подбираются в соответствии с размером машинок.
Игра «Мешочки». Цель игры – формировать умение находить цепочки ассоциаций по тактильным ощущениям. В мешочки насыпают разные крупы. Следует сделать 3-4 пары одинаковых мешочков. Например, два с фасолью, два с гречкой, два с пшеном. Детям нужно внимательно обследовать мешочки и создать пары.
Очень интересные игры на развитие звуковых ассоциаций. В мешочках находятся различные предметы, порождающих звуки: бумага, монеты, камешки и другое. Ребёнок трогает мешочек и говорит, о чём он подумал, услышав звуки. Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков.
Детям старшего дошкольного возраста нравятся словесные игры на развитие ассоциаций:
Игра «Угадай по признакам». Ведущий произносит два прилагательных, характеризующих некое понятие или явление. Игроки пытаются угадать, о чём идёт речь, с чем ассоциируются два признака. Например, произнесённые слова: холодный и сладкий; синее и бескрайнее, что это?
Игра «Цепочка». Первый участник произносит слово. Следующий ребёнок придумывает на это слово ассоциацию. И так все игроки поочерёдно. Например, небо – туча – дождь – земля – огород – овощи – урожай.
Игра в слова ассоциации. Воспитатель рисует на доске круг и пишет или рисует в нём основное слово. А дети придумывают к нему ассоциации. Например, солнце ассоциируется со словами «радость, улыбка, нежность». Задача игроков – придумать как можно больше слов.
Ассоциация по сходству. Воспитатель бросает ребёнку мяч, называет объект. Игрок должен, бросив мяч обратно, сказать, на что этот объект внешне похож. Например, змея – верёвка; лампа – груша; лёд – стекло.
Ю.Г. Тамберг, являясь автором методики ассоциативного мышления, утверждает, что данная методика помогает развить в детях творческую личность, испытывающую удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от решения задач.
Татьяна Великанова, воспитатель,
Оксана Бондарева, воспитатель,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии