"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Книжка-малышка «Фетровый цветочек»
Игровое пособие книжка-малышка «Фетровый Цветочек» разработано нами для развития речи младших дошкольников в ходе подгрупповой и индивидуальной непосредственно организованной или свободной деятельности. Оно представляет собой мягкую книжку, основа которой сшита из цветного фетра в виде цветка. Страницы книжки связаны разноцветными ленточками, к каждой из них прилагается наглядно-демонстрационный материал для создания игровых ситуаций при выполнении детьми развивающих речь упражнений. Он изготовлен из фетра, ленточек, пуговиц, бусинок, кнопочек, бантиков и крепится с помощью липкой ленты, кнопок, пуговиц или зажимов. Представим читателям некоторые страницы этого авторского пособия, а также игровые ситуации, дидактические игры и упражнения, которые предлагаем детям при его использовании.
Страница «Весёлая полянка»
С помощью пришитых к основе пуговиц и фетровых лепестков разного цвета ребёнок может составить на ней цветы, а по жёлтой ленточке-травинке передвигать пуговку-божью коровку.Игра «Платье для божьей коровки»
Задачи: расширять словарный запас; активизировать в речи названия основных цветов, природных объектов, направлений пространства; формировать грамматический строй речи и навыки диалогической речи; развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.
Правила игры: ведущий предлагает ребёнку дополнить предложения, отвечая на вопросы. Например: На жёлтую травинку села… (Кто? Божья коровка.) Божья коровка… (Что делает? Ползёт.) по жёлтой ленточке. Ползёт она (Куда? Вправо.), разворачивается и ползёт… (Куда? Влево.). (Ребёнок передвигает божью коровку в соответствующую сторону по ленточке.) Ползёт она… (Зачем? Гуляет.) Решила божья коровка полететь на бал. Стала искать… (Что? Новое платье.) Его можно сшить… (Из чего? Из лепестков.) Из красных лепестков получится… (Какое платье? Красное.)
Игра «Раз цветочек, два цветочек»
Задачи: закреплять навыки согласования существительных и числительных; изменения словосочетаний из числительных, прилагательных и существительных по падежам.
Правила игры: ведущий предлагает ребёнку выполнить игровые задания, чтобы ответить на вопросы: Сколько на страничке цветов? Сколько у каждого цветка лепестков? Сколько всего красных лепестков? На каком цветке больше лепестков?
Страница «Радужные дорожки»
Вверху страницы из красного фетра расположены три бабочки синего, розово-красного и зелёного цветов, а также синяя узкая ленточка в форме галочки, продетая через пуговицы в виде зелёных улиток и красных божьих коровок. В середине страницы находится узкая жёлтая лента, на ней закреплены 4 ленточки-дорожки разных цветов, длины и ширины.Игра «Посади бабочку»
Задачи: закреплять умение называть основные цвета и их оттенки, правильно использовать в речи качественные прилагательные, антонимы и наречия в сравнительной степени.
Правила игры: внимание детей обращают на ленточки и предлагают назвать их цвет, сравнить по длине и ширине. Затем дошкольникам предлагают посадить бабочек разного цвета на дорожки из ленточек и описать дорожку, на которой находится каждое насекомое. Например, зелёная бабочка на сиреневой длинной широкой дорожке.
Страница «Расскажи, что на картинке»
Внизу на ней закреплён элемент, изображающий траву, вверху - солнышко и облака. На узкой зелёной ленте расположены пуговицы разного цвета в виде цветочков и рыбок. К этой странице прилагаются геометрические фигуры с липкой лентой для составления на свободном поле страницы предметных изображений домика, гриба, автобуса и других.Игра «Сложи картинку»
Задачи: развивать целостное восприятие предметов при составлении картинки из частей, диалогическую речь, навыки ориентировки на плоскости и правильного употребления предлогов для обозначения расположения предметов на странице книжки.
Правила игры: детям предлагают отгадать загадки, затем выбрать из геометрических фигур необходимые для составления предметов-отгадок, расположить их на странице книжки-малышки и рассказать о получившейся картинке. Например, на опушке леса в траве вырос большой гриб. По дороге едет автомобиль. (Детям также предлагается составить из фигур сюжетную картинку к знакомой сказке и рассказать её фрагмент.)
Страница «Маленькая модница»
В центре её находится фигура куклы. Волосы куклы выполнены из ниток. Вверху страницы расположена лента со скрепкой и зажимом, к которым прикреплена сумочка с одеждой для куклы. В ней платья, юбки, брюки и кофточки.Задачи: формировать навыки согласования прилагательных и существительных в роде, числе и падеже; уточнить названия и функциональное назначение различных деталей одежды и аксессуаров; развивать воображение, творческие способности, эстетический вкус.
Правила игры: детям предлагают рассмотреть и назвать одежду из сумки модницы, рассказать о её особенностях и назначении, а затем примерить на куклу разные наряды, проговаривая свои действия вслух. Например, «Одеваю на куклу зелёное платье и белые туфли, беру белую сумочку».
Игра «Что изменилось?»
Задачи: продолжать пополнять словарный запас используемыми в быту словами «модница» и «комплект»; уточнить значение глаголов «одеть», «надеть», «переодеть»; формировать грамматический строй речи; учить правильно использовать в контексте высказывания наречия «красиво», «модно», «стильно», «ярко», «нарядно».
Правила игры: ребёнку предлагают рассмотреть одежду на кукле, а затем закрыть глаза. Ведущий переодевает куклу в новый наряд, например, меняет платье на брюки и блузку. Затем ребёнок открывает глаза и называет изменения в одежде, которые он заметил: «На кукле было красное платье, а теперь брюки и синяя кофточка». Вместе с ребёнком кукле меняют и причёску: заплетают косичку, делают хвостик, завязывают банты, бант или бантики, закрепляют волосы заколкой. Ребёнок называет с помощью педагога все выполняемые действия по мере их выполнения.
Алла Воронковская, воспитатель
Елена Шулика, заведующий
Екатерина Одинцова, ст. воспитатель
МБДОУ № 32, г. Ковров
Рекомендуем почитать
- Комментарии