"Игры и Игрушки" №2-2023
Коллекция автоматонов. Совсем, как настоящие!
В Москве насчитывается более 500 музеев и их филиалов: частные и государственные музеи, галереи, выставочные залы. Каждый из них интересен и привлекателен по-своему. Сегодня познакомимся с вами с одним из них, музеем «Собрание», в котором огромное количество интересных экспонатов
«Собрание» – частный музей коллекционера Давида Якобашвили, который в течении 18 лет собирал самые интересные и редкие экспонаты, привлекающие как жителей, так и гостей столицы. Музей относится к одной из крупнейших частных коллекций, имеющих мировое культурное значение. Его гордостью является уникальная коллекция звуковых экспонатов, которых насчитывается более 20000 единиц. В нём огромное количество уникальных экземпляров: там и шарманки, уличные органы, самоиграющие музыкальные инструменты, фонографы, часы и автоматоны, так же представлены изделия из бронзы и хрусталя и другие, не менее интересные экспонаты. В музее проводятся выставки, лекции, тематические экскурсии.
Все экспонаты делятся на 6 тематических коллекций: механические музыкальные инструменты, ювелирное и прикладное искусство, изобразительное искусство, часы и механизмы, печатная продукция, музыкальные носители.
Не так давно прошла демонстрационная выставка «Парад-Алле!», где посетители могли увидеть интереснейшую коллекцию кукол-автоматонов из Франции XIX-ХХ в.в. Экспозиция была посвящена цирковому искусству. В ходе экскурсии посетителей знакомили с историей производства механических кукол, рассказывали об устройстве их механизмов, можно было наблюдать движения и действия а также услышать мелодии, которыми сопровождались их выступления. В музее представлены творения известных французских мастеров, таких как Г. Виши, Л. Ламбер, Ж. Рулле, Ж. М. Фалибуа, Э. Декамп, и других.
Понятие автоматон – древнегреческого происхождения, означает самопроизвольный, самодвижущийся, проявляющий волю. Это механическая кукла, снабжённая приводом. Она совершает запрограммированные действия, имитирующие движения живого существа, человека или животного. Это было сложное изобретение для того времени, ими развлекали людей в цирках и на ярмарках, устраивали всевозможные шоу. Человекоподобные механизмы могли совершать не только простые движения руками, ногами, головой, но и моргать, открывать рот, двигать глазами, совершать дыхательные движения, танцевать, воспроизводить мелодии на музыкальных инструментах, писать текст.
Для изготовления автоматонов использовали всевозможные материалы. Причёски, усы и бороды создавали из натуральных волос. Глаза и зубы делали из стекла, а иногда даже из медицинских протезов, что позволяло им выглядеть, более реалистичными. Корпусы фигур выполняли из папье-маше и картонажа, по фактуре максимально схожего с человеческой кожей. Голову и руки маленьких кукол в большинстве случаев изготавливали из фарфора. Одежду шили профессиональные швеи из благородных тканей: шёлка, бархата, парчи и атласа.
Сам механизм, приводящий автоматон в движение, в основном находился в постаменте и в единичных случаях в самой кукле. Редкое сочетание, когда куклы встраивали в музыкальные автоматы, и чтобы привести их в действие, нужно было закинуть монетку. На выставке представлен такой экспонат – дисковая музыкальная шкатулка «Stella», в которой расположился клоун с нереально живой мимикой и жестами, что начинаешь сомневаться, а кукла ли перед тобой?
Самым известным французским изобретателем был Жак де Вокансон. Популярным изобретением Вокансона была механическая водоплавающая птица-утка, которая не только крякала, плавала и плескалась в воде, расправляла крылья, чистила перья, но ещё пила воду, клевала зёрна и даже «переваривала» еду. Утка брала клювом зёрна, глотала их и производила акт дефекации. Часовщик и фокусник-изобретатель Жан-Эжен Робер-Гуден утверждал, что столкнулся с этим автоматом-уткой и разобрал его, чтобы обнаружить, что съеденное зерно и вышедшая наружу «жижа» находились в отдельных камерах, то есть, каким бы гениальным ни было устройство, никакого фактического «переваривания» не происходило. Оригинал механической утки был уничтожен пожаром на ярмарке, во второй половине XIX в. и на выставке представлена её реплика, которую создал мастер-часовщик Фредерик Видони.
В XIX веке Франция стала центром мирового цирка, поэтому образы механических кукол воссоздают образы цирковых артистов: клоунов, иллюзионистов, дрессировщиков и цирковых животных. Автоматоны создавались в разных жанрах, разных размеров и количество экземпляров варьировалось от штучного производства до масштабного тиража. Так, например, автоматон «Левитация» был создан в количестве 20 экземпляров, на сегодняшний день в мире сохранилось всего три штуки, один из которых представлен на выставке. Созданию автоматона «Левитация» поспособствовала иллюзия «Левитация принцессы Карнак», фокусника Гарри Келлара, который пожелал сразу же купить куклу после её презентации, но получил отказ. И тогда Келлар нанял другого мастера-механика, чтобы разузнать секреты изготовления и выпустил свою версию механического иллюзиониста с помощью известной лифтовой компании Отис.
Вскоре автоматоны стали обыденной вещью в повседневной жизни. Механические фигуры устанавливали на городских часовых башнях, их часто размещали в витринах магазинов для привлечения покупателей. Маленькие фигуры использовались как детские игрушки и производились огромными тиражами в несколько тысяч экземпляров – обезьянка в ананасе, малышка Роза.
Выставка «Парад-алле!» позволила посетителям погрузиться в завораживающую атмосферу парижских цирковых времен La Belle Époque и узнать, как устроены управляющие и музыкальные механизмы удивительных цирковых артистов – кукол-автоматонов!
«Собрание» – частный музей коллекционера Давида Якобашвили, который в течении 18 лет собирал самые интересные и редкие экспонаты, привлекающие как жителей, так и гостей столицы. Музей относится к одной из крупнейших частных коллекций, имеющих мировое культурное значение. Его гордостью является уникальная коллекция звуковых экспонатов, которых насчитывается более 20000 единиц. В нём огромное количество уникальных экземпляров: там и шарманки, уличные органы, самоиграющие музыкальные инструменты, фонографы, часы и автоматоны, так же представлены изделия из бронзы и хрусталя и другие, не менее интересные экспонаты. В музее проводятся выставки, лекции, тематические экскурсии.
Все экспонаты делятся на 6 тематических коллекций: механические музыкальные инструменты, ювелирное и прикладное искусство, изобразительное искусство, часы и механизмы, печатная продукция, музыкальные носители.
Не так давно прошла демонстрационная выставка «Парад-Алле!», где посетители могли увидеть интереснейшую коллекцию кукол-автоматонов из Франции XIX-ХХ в.в. Экспозиция была посвящена цирковому искусству. В ходе экскурсии посетителей знакомили с историей производства механических кукол, рассказывали об устройстве их механизмов, можно было наблюдать движения и действия а также услышать мелодии, которыми сопровождались их выступления. В музее представлены творения известных французских мастеров, таких как Г. Виши, Л. Ламбер, Ж. Рулле, Ж. М. Фалибуа, Э. Декамп, и других.
Понятие автоматон – древнегреческого происхождения, означает самопроизвольный, самодвижущийся, проявляющий волю. Это механическая кукла, снабжённая приводом. Она совершает запрограммированные действия, имитирующие движения живого существа, человека или животного. Это было сложное изобретение для того времени, ими развлекали людей в цирках и на ярмарках, устраивали всевозможные шоу. Человекоподобные механизмы могли совершать не только простые движения руками, ногами, головой, но и моргать, открывать рот, двигать глазами, совершать дыхательные движения, танцевать, воспроизводить мелодии на музыкальных инструментах, писать текст.
Для изготовления автоматонов использовали всевозможные материалы. Причёски, усы и бороды создавали из натуральных волос. Глаза и зубы делали из стекла, а иногда даже из медицинских протезов, что позволяло им выглядеть, более реалистичными. Корпусы фигур выполняли из папье-маше и картонажа, по фактуре максимально схожего с человеческой кожей. Голову и руки маленьких кукол в большинстве случаев изготавливали из фарфора. Одежду шили профессиональные швеи из благородных тканей: шёлка, бархата, парчи и атласа.
Сам механизм, приводящий автоматон в движение, в основном находился в постаменте и в единичных случаях в самой кукле. Редкое сочетание, когда куклы встраивали в музыкальные автоматы, и чтобы привести их в действие, нужно было закинуть монетку. На выставке представлен такой экспонат – дисковая музыкальная шкатулка «Stella», в которой расположился клоун с нереально живой мимикой и жестами, что начинаешь сомневаться, а кукла ли перед тобой?
Самым известным французским изобретателем был Жак де Вокансон. Популярным изобретением Вокансона была механическая водоплавающая птица-утка, которая не только крякала, плавала и плескалась в воде, расправляла крылья, чистила перья, но ещё пила воду, клевала зёрна и даже «переваривала» еду. Утка брала клювом зёрна, глотала их и производила акт дефекации. Часовщик и фокусник-изобретатель Жан-Эжен Робер-Гуден утверждал, что столкнулся с этим автоматом-уткой и разобрал его, чтобы обнаружить, что съеденное зерно и вышедшая наружу «жижа» находились в отдельных камерах, то есть, каким бы гениальным ни было устройство, никакого фактического «переваривания» не происходило. Оригинал механической утки был уничтожен пожаром на ярмарке, во второй половине XIX в. и на выставке представлена её реплика, которую создал мастер-часовщик Фредерик Видони.
В XIX веке Франция стала центром мирового цирка, поэтому образы механических кукол воссоздают образы цирковых артистов: клоунов, иллюзионистов, дрессировщиков и цирковых животных. Автоматоны создавались в разных жанрах, разных размеров и количество экземпляров варьировалось от штучного производства до масштабного тиража. Так, например, автоматон «Левитация» был создан в количестве 20 экземпляров, на сегодняшний день в мире сохранилось всего три штуки, один из которых представлен на выставке. Созданию автоматона «Левитация» поспособствовала иллюзия «Левитация принцессы Карнак», фокусника Гарри Келлара, который пожелал сразу же купить куклу после её презентации, но получил отказ. И тогда Келлар нанял другого мастера-механика, чтобы разузнать секреты изготовления и выпустил свою версию механического иллюзиониста с помощью известной лифтовой компании Отис.
Вскоре автоматоны стали обыденной вещью в повседневной жизни. Механические фигуры устанавливали на городских часовых башнях, их часто размещали в витринах магазинов для привлечения покупателей. Маленькие фигуры использовались как детские игрушки и производились огромными тиражами в несколько тысяч экземпляров – обезьянка в ананасе, малышка Роза.
Выставка «Парад-алле!» позволила посетителям погрузиться в завораживающую атмосферу парижских цирковых времен La Belle Époque и узнать, как устроены управляющие и музыкальные механизмы удивительных цирковых артистов – кукол-автоматонов!
Раксана Мызникова,
мама, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку