"Игры и Игрушки" №2-2012
Малыш и музыка
В старшем дошкольном возрасте можно начинать целенаправленные музыкальные занятия. А если ребёнок проявляет интерес к музыкальным инструментам, пению или танцам — самое время отдать его в музыкальную школу или танцевальную студию. Важно только, чтобы эти занятия нравились ему, и он ходил туда с удовольствием. И даже если ваш ребёнок не станет композитором, певцом или танцором, занятия музыкой благоприятно скажутся на развитии слуха, памяти, умении концентрироваться и образном мышлении. А всё это обязательно пригодится в школе. Так что на уроки музыки стоит ходить для гармоничного развития личности ребёнка.
Если ребёнок мал для музыкальной школы, но при этом не может жить без песен и плясок, важно изо всех сил поддерживать этот интерес и начинать заниматься дома. Занятия могут быть самые разные, пусть и не всегда систематические. Ведь полезным будет любой урок, заинтересовавший малыша и принёсший ему радость. Вот приблизительный перечень заданий для занятий в «музыкальной школе на дому».
«Весёлая погремушка»
Эта игра развивает чувство ритма. Будет хорошо, если к игре присоединится братик или сестрёнка. Развлечение подойдёт и для утренника в садике. Вам понадобится несколько погремушек — по две на каждого ребёнка. Главное, чтобы их звучание было негромким. Игра проводится в соответствии с текстом: мама или воспитательница помогают детям ритмично встряхивать погремушки, а затем спрятать их за спинку.Погремушка-погремушка,
Музыкальная игрушка!
Хочешь, сразу две возьми —
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки —
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
А когда ты отдохнёшь,
То опять греметь начнёшь!
«Нарисуй музыку!»
Это игровое задание хорошо тем, что подойдёт для самых маленьких. Ведь рисовать можно не только карандашом или кисточкой, но и пальчиком! А это обычно очень нравится малышам.Для «иллюстрации» хорошо подойдут как песенки из любимых мультфильмов, так и серьёзные музыкальные произведения. Ведь ребёнок будет изображать свои чувства, возникшие при прослушивании, а не сюжет песенного текста. Так малыш впервые познакомится с цветовой символикой: чёрный — цвет грусти, красный — тревоги, а зелёный — жизни... Или даже придумает свои цветовые значения. Это задание стимулирует творческую активность ребёнка. А главное, что для него нужно немногое — бумага, краски и любимая мелодия!
«Бибикает машина!»
Это игра на подражание. Она развивает не только чувство ритма, но и координацию движений. Предложите ребёнку «поиграть в машинку»: напевать песенку, бибикать и крутить игрушечный руль (его может заменить бубен или даже крышка от кастрюли). Пусть он представит себя шофёром, а мама или его друзья будут пассажирами, вместе с ним поющими эту песенку:Сидим с шофёром рядом
Би-би-би.
Помочь шофёру надо!
Би-би-би.
Машинам всем и людям
Би-би-би,
Бибикать громко будем
Би-би-би!
«Стань звездой!»
Для этой игры потребуется игрушечный музыкальный инструмент: пианино, гармошка или даже микрофон и электрогитара. Надо включить песню, где присутствует инструмент, на котором кроха будет играть. Пусть ребёнок представит, что он известный пианист, гитарист или певец и сейчас у него концерт. Конечно же, на этот концерт надо пригласить слушателей: папу, бабушку, братьев и сестёр. И в конце импровизации они обязательно должны похлопать «великому маэстро», а ещё лучше — вручить сладкий приз! Также можно предложить ребёнку спеть в караоке его любимую песенку. А если сопроводить её клипом (нарезкой кадров) из мультфильма, это заинтересует ребёнка ещё больше. А можно купить специальный диск «Караоке для детей», там весёлые картинки уже готовы. Такие игры-подражания развивают слух и артистические способности.«Изобрази животное!»
Эта игра развивает образное мышление и фантазию. Ребёнок должен угадать, на какого зверя похожа мелодия, и изобразить его. Например, медленная музыка с преобладанием низких частот ассоциируется у детей со слоном или медведем, а быстрая и весёлая — с зайцем или белкой. Пусть ребёнок импровизирует и танцует, а также подпевает — чирикает как воробей или рычит как тигр.Можно устроить театрализованное представление. Например, как все животные пришли к лисичке надень рождения и танцуют для неё. Малыш с удовольствием изобразит и лису-именинницу, и волка, и многих других животных. Чтобы ребёнок сильно не перевозбудился, игру через какое-то время можно прервать словами: «А теперь звери устали и сели послушать сказку!», переключив внимание ребёнка на более спокойное занятие.
Такие музыкальные игры хороши тем, что выявляют скрытые способности ребёнка и сближают его с мамой. Ведь каждое из этих шуточных заданий — повод к тому, чтобы побыть вместе, посмеяться и пообщаться с малышом.
Надо включить песню, где присутствует инструмент, на котором кроха будет играть. Пусть ребёнок представит, что он известный пианист, гитарист или певец и сейчас у него концерт.
Елена Большакова,
журналист,
аспирант кафедры культорологии
Рекомендуем почитать
- Комментарии