"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Песочная терапия
Моё знакомство с песочной терапией произошло всего пару лет назад. Как оказалось, песочная терапия имеет довольно широкое применение в работе с детьми и взрослыми. Свойства песка влияют на развитие и нормализацию эмоционального состояния, приводят в равновесие психическое состояние человека. Песочная терапия позволяет проявлять себя в творчестве детей с тревогой. Мною было замечено, что тревожные, застенчивые дети, которые не решались прикоснуться к песку, со временем начинали с удовольствием играть с ним, становились более спокойными и открытыми к общению с другими детьми и взрослыми.
Во время игр с песком у детей включается фантазия, дети создают целые миры, наполняя их удивительными жителями, рассказывают истории, сочиняют сказки о своих героях. Таким образом избавляясь от внутренних переживаний, конфликтов, неуверенности в себе. На занятиях песочной терапии мы с детьми развиваем мелкую моторику, познавательные процессы (внимание, воображение, восприятие, речь), графические навыки.
В нашем детском саду созданы условия для организации детской игровой деятельности с песком: выделено место для занятий в помещении кабинета педагога-психолога, приобретено оборудование и расходные материалы.
Для организации игр с песком необходимы две песочницы: одна для сухого песка (с подсветкой), вторая для влажного (у меня она выкрашена в голубой цвет, как символ неба и воды). Так же я использую трафареты для рисования, мелкие игрушки. По настроению группы я включаю релаксационную музыку, либо природные звуки.
Возраст детей для занятий не ограничен, меняется только структура занятия, игры и упражнения. С детьми помладше порой приходится рисовать совместно, «рука в руке». Дети старшего возраста стараются не только повторять, но и самостоятельно додумывать рисунок, дополнять своё. Также ребятам нравится использовать мелкие игрушки, камушки, украшения для создания «песочных городов». С помощью них процесс становится ещё более увлекательным и даже волшебным.
Для приветствия я использую такие упражнения, которые дают позитивный настрой на занятие, активизируют внимание детей, развивают коммуникативные навыки: «Здороваемся частями тела», «Передай улыбку по кругу», «Давайте поздороваемся», «Волшебный клубочек», «Ухо-нос», «Змейка», «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Запретный номер», «Тень», «Общение в паре», «Руки знакомятся, руки мирятся, руки здороваются», «Дракон», «Сочиним историю» и прочее.
Обычно в начале занятий я обговариваю с детьми, какие именно упражнения будут ритуалом приветствия и ритуалом прощания. В качестве ритуалов прощания я предлагаю им следующие игры: «Встретимся опять», «Аплодисменты по кругу», «Спасибо за приятное занятие».
Как правило, занятие длится 20-30 минут, в зависимости от возраста детей. Оно включает в себя несколько частей. В первой части – приветствие, развивающие упражнения. В основной части – непосредственно рисование песком на световом столе. В заключительной части проводим с детьми анализ их работ и рисунков других ребят.
Я являюсь руководителем кружка «Песочная арт-терапия» в нашем детском саду. Родители записывают в кружок детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога в свободное время во второй половине дня. Далее я приведу примерное занятие с подгруппой детей (4 ребёнка, возраст 5-6 лет).
Ход деятельности
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся друг с другом! Сегодня мы будем с вами здороваться так:Упражнение «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу психолога начинают двигаться по кабинету и приветствуют всех, кого встречают на пути. Здороваются особым образом – по сигналу педагога-психолога:«Один хлопок» – здороваемся за руку;
«Два хлопка» – здороваемся спинками;
«Три хлопка» – здороваемся щёчками.
Упражнение «Передай настроение»
«Передаётся» настроение – печальное, злое, весёлое, удивлённое. Сначала педагог показывает своё настроение мимикой или жестами. Дети передают его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал, и что дети ощущали при показе, передаче. Затем дети по очереди передают своё настроение и аналогично обсуждают свои ощущения.Педагог-психолог: Давайте мы с вами немного разогреемся.
Упражнение «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Дети прячут голову в колени, обхватывают их руками. А теперь давайте представим, что вы – зёрнышки, которые медленно растут и превращаются в большие деревья: «Мы растём, растём, растём и до неба достаём».Педагог-психолог: Медленно поднимайтесь и вытягивайтесь. Когда дует ветерок, вы качаетесь, как деревца. Молодцы! А сейчас согреем наши ручки.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Руки на поверхности стола, меняют своё положение в определённом порядке: распрямлённая ладонь – кулак – ладонь ребром на поверхности стола – распрямлённая ладонь. Выполняется по очереди: сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе по 6–8 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).Педагог-психолог: Давайте поздороваемся с песочком. Возьмём его в ладошку и попробуем растереть между ладонями. Почувствуйте, какой песок прохладный, твёрдый, сыпучий. (Разогреть ладошки. Затем вновь взять песок в кулачок и, медленно высыпая его на поверхность, понаблюдать, как он рассыпается (прислушаться к себе, помедитировать).
Педагог-психолог: Сегодня мы будем рисовать морских жителей. Как вы думаете, кто живёт на дне моря? (Ответы детей.) Правильно, я вам покажу, как их можно, а вы попробуете нарисовать по-своему. (Дети выполняют задание.)
Педагог-психолог: Ребята, у всех получились интересные рисунки. Скажите, что вам было легко, а что трудно выполнять? Как вы думаете, чей рисунок получился интереснее? Что в сегодняшнем занятии вам понравилось больше всего? (Ответы детей. Затем, с детьми встаём в круг, протягиваем вперёд правую руку и кладём ладони друг на друга (своеобразная пирамидка из ладошек) и говорим слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!». На этом занятие завершается, и мы дружно идём в свою группу.)
Евгения Таубергер,
педагог-психолог, МАДОУ № 7
г. Салават, Респ. Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Комментарии