"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Развитие познавательной активности
Опыт по развитию познавательной активности дошкольников в современных условиях
Цель: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Важными компонентами познавательной активности являются: активный поиск, догадка, исследовательский поиск, готовность к решению задачи.
В период дошкольного детства происходит зарождение познавательной сферы, которая состоит из 3-х компонентов:
Средства и способы познания окружающего мира:
Поэтому-то недостаточно передавать готовое знание, ребёнка необходимо включать в ту деятельность, где бы он сам был вынужден додуматься до решения ключевой проблемы и предложить, как действовать в новых условиях. В процессе такой деятельности дошкольники становятся более активными, творческими и самостоятельными.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что проблема развития познавательной активности у детей, серьёзно изучается. Доказано следующее:
Методы и приёмы: чтение, показ иллюстраций, экскурсии, посещение библиотеки, организация передвижной библиотеки на базе группы, организация элементарной экспериментальной деятельности.
Цель: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Важными компонентами познавательной активности являются: активный поиск, догадка, исследовательский поиск, готовность к решению задачи.
В период дошкольного детства происходит зарождение познавательной сферы, которая состоит из 3-х компонентов:
- познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение);
- информации (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
- отношения к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Средства и способы познания окружающего мира:
- через действия, собственный практический опыт;
- посредством слова, через рассказы взрослых;
- благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.
Поэтому-то недостаточно передавать готовое знание, ребёнка необходимо включать в ту деятельность, где бы он сам был вынужден додуматься до решения ключевой проблемы и предложить, как действовать в новых условиях. В процессе такой деятельности дошкольники становятся более активными, творческими и самостоятельными.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что проблема развития познавательной активности у детей, серьёзно изучается. Доказано следующее:
- познавательная активность тесно связана с практикой и определяется ею;
- познавательная активность тесно связана с развитием мышления и воображения;
- для развития познавательной активности необходимо использовать различные средства;
- развитие познавательной активности проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию, в умении менять свою точку зрения при решении различных задач, в высоком уровне логического мышления и концентрации внимания.
- обогащения знаний детей;
- обучение приёмам исследовательской деятельности;
- создание условий для самостоятельной деятельности.
Методы и приёмы: чтение, показ иллюстраций, экскурсии, посещение библиотеки, организация передвижной библиотеки на базе группы, организация элементарной экспериментальной деятельности.
- Для подпитки познавательной активности детей нужно проводить беседы на интересные темы, разбирать проблемные ситуации рассказов, загадок, смотреть и обсуждать фильмы, своевременно и правильно отвечать на детские вопросы познавательного характера. Полезно будет оборудовать место для работы с познавательной литературой: «Полочка умных книг». Учить детей использовать схемы, модели – это тоже позволяет осмысливать и систематизировать полученные знания.
- На занятиях в детском саду каждый ребёнок должен быть обеспечен возможностью «продвигаться» своим темпом, каждый должен брать необходимый минимум и возможный максимум.
- Особое внимание нужно уделять связям с родителями. Привлекать их к творческим мероприятиям, выставкам. Например, мною были организованы праздники «Природа и фантазия», «Мастерская Деда Мороза», «Поделки для мам и пап», «День знаний», «Азбука пешехода». Любой праздник – это совместное времяпровождение, конкурсы, викторины. Также полезно привлечение родителей к работе над проектами, в том числе групповыми. Совместное участие в подобной работе помогает объединению семьи, наполняет её досуг новым содержанием, открывает членов семьи в новом свете. Попутно создаются условия для совместной творческой деятельности.
Любовь Метревели, воспитатель ГБОУ СОШ №1359, ДО №6, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку