"Игры и Игрушки" №2-2015
Ребус - головоломка для детей цифровой эры
Использование ребусов в качестве загадок начиналось во Франции, в XV веке. Вначале этот процесс имел шуточный характер, ребусы применялись в основном для пародий и насмешек и из-за этого даже были запрещены административными указами, что привело к изменению направленности их содержания. А уже в начале XVI века появились первые рукописные сборники ребусов.
Широкое распространение ребусы получили в XIX веке, когда их начали размещать в периодических изданиях. В России они появились на страницах популярного журнала «Иллюстрация» в 1845 году. И вот теперь, спустя 170 лет, на страницах нашего журнала мы тоже говорим о ребусах, но уже предназначенных не для взрослых читателей, а для детей — жителей новой цифровой эры. Время, как говорится, берёт своё. В этой статье мы продолжим рассказ, начатый в прошлом номере, и рассмотрим более сложные варианты этих замечательных головоломок.
Ребусы с пропущенными буквами
В таких ребусах в названии картинки пропущены одна или несколько букв. Количество запятых перед картинкой указывает, сколько первых букв из её названия нужно исключить, количество запятых после — сколько последних букв не учитывается. Если же необходимо исключить буквы, не являющиеся крайними, то они выписываются отдельно и перечёркиваются.Ребусы с заменёнными буквами
Иногда в названии картинки требуется заменить одну букву на другую. Это указывается при помощи знака «равно».Ребусы с переставленными буквами
Когда в названии картинки ребуса требуется переставить буквы, это обозначается цифрами. Например, в ребусе, необходимо в названии картинки «МЫШКА» заменить первую букву — «М» на четвертую — «К», вторую — «Ы» на пятую — «А», третью — «Ш» на первую — «М», четвертую — «К» на вторую — «Ы», и пятую — «А» на третью — «Ш». Таким образом, слово «МЫШКА» преобразуется в слово «КАМЫШ».Ребусы с использованием предлогов
Это одни из самых сложных видов ребусов. В них используются предлоги «в», «под», «над», «на», «за» и другие, которые указывают положение одной части ребуса относительно другой. Например, в ребусе внутри буквы «О» расположена буква «Р», что позволяет при помощи предлога «в» закодировать слово «ВОР». В ребусе буквосочетание «ШКА» расположено под буквой «У», что позволяет при помощи предлога «ПОД» прочитать слово «ПОДУШКА». В ребусе буква «Ц» расположена за буквой «Я», и тогда можно прочитать слово «ЗАЯЦ».Главная трудность в решении подобных головоломок — это суметь подобрать подходящий предлог и правильно расположить буквы. Например, для ребуса можно говорить, что в «О» находится «Р», а можно — что «Р» находится в «О», создавая ложный вариант. А для ребуса имеем вообще выбор из трёх предлогов: «ПОД», «НАД», «НА»!
Смешанные ребусы
И, наконец, смешанные ребусы. Это самые интересные головоломки, в которых комбинируются приёмы кодировки, рассмотренные нами ранее. Например, в ребусе используется комбинация с предлогом «В» и пропущенной буквой «Н».Успехов! Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!
В компьютерные версии подобных ребусов можно поиграть на сайте детских компьютерных игр «Логозаврия: умные игры для умных детей, родителей, учителей» www.logozavr.ru, в разделах для детей 8–12 лет.
Виктор Варченко, доцент кафедры педагогики
и образовательных технологий БФУ им. И.Канта
Рекомендуем почитать
- Комментарии