"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Ребёнок в общении с людьми и взаимодействии с природой
Серия бесед по основам безопасности жизнедеятельности для воспитанников средней группы
Задачи: Учить детей пересказывать сказку, выразительно передавать прямую речь персонажа; учить детей связно, последовательно рассказывать сказку с помощью вопросов воспитателя. На примере сказки показать о несовпадении приятной внешности и добрых намерений, что взрослых надо слушаться, не уходить одним гулять. Укреплять артикуляционный аппарат; отрабатывать навыки правильного произношения звуков.
Материал: иллюстрации сюжета из сказок «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».
Ход беседы по сказке «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Послушайте русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». (Воспитатель читает сказку, показывает иллюстрации.) Понравилась вам сказка? Про кого она? Куда ушла мама-коза? А где остались её дети? Чем они занимались дома? (Ответы детей.) Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (Козлята закрывают дверь.) А зачем они закрывают дверь? (Чтобы чужой не вошёл в дом.) Правильно. И вдруг постучал волк. Открыли они ему дверь? А что они сделали? (Закрыли дверь на засов.) Ребята, засов – это дверная задвижка, чтобы никто не открыл дверь. Правильно ли они поступили? Ребята, что нужно делать, если к вам в дверь звонят или стучат? (Рассуждения детей.)
Ход беседы по сказке «Маша и медведь»
Воспитатель: Послушайте русскую народную сказку «Маша и медведь». (Воспитатель читает сказку.) Понравилась вам сказка? (Да.) Как звали девочку из сказки? (Маша.) Куда Маша пошла? (В лес.) Что же там случилось? (Она заблудилась). Почему она заблудилась? (Одна пошла в лес.) Да, не послушалась, вот поэтому и заблудилась. А разве можно детям одним гулять? (Нет.) Кого Маша встретила в лесу? (Медведя.) «Вот, говорит медведь, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить». И стала он жить у медведя. Что же Машенька придумала, чтобы ей вернуться домой? (Напекла пирожков.) Отправила она Медведя, чтобы он снёс гостинцев домой. Давайте вспомним, какие слова она говорила? Повторим все вместе: «Вижу, вижу!!! Не садись на пенёк. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!» Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (Лес, медведь сидит на пеньке, держит короб, из короба выглядывает Машенька.) Ребята, короб – это большая коробка из бересты, в неё можно класть и носить разные предметы. Где сидит медведь? (В лесу.) Послушался её медведь и отнёс гостинцы бабушке и дедушке. Обрадовались дедушка с бабушкой, когда увидели Машеньку? (Да.) Они же переживали за свою внучку, что она заблудилась в лесу. Вот как хорошо закончилась сказка!
Ход беседы по сказке «Гуси-лебеди»
Воспитатель: Послушайте русскую народную сказку «Гуси-лебеди». (Воспитатель читает сказку.) Понравилась вам сказка? (Да.) Давайте вспомним, куда ушли отец с матерью? (На работу.) Что наказывали они доченьке? (Не ходить со двора, быть умницей, беречь братца.) Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (Небо, гуси-лебеди несут на крыльях Иванушку.) Что с братцем случилось? (Его унесли гуси-лебеди.) Почему они его унесли? (Потому что он остался один и за ним никто не присматривал.) Бросила его сестрица и заигралась. Летят гуси-лебеди далеко-далеко, и не знает Алёнушка куда. Что же сделала Алёнушка? (Пошла искать Иванушку.) Бежала-бежала и увидела стоит печка. Как она с ней разговаривала? (Грубо, некрасиво.) А как вы разговариваете с другими? (Вежливо.) Вот печка и обиделась на Алёнушку и не сказала куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка дальше, стоит яблоня. Как она с ней разговаривала? (Грубо.) Понравилось яблоньке, как она с ней разговаривала? (Нет.) Нашла Алёнушка своего братца? (Да.) Где? (У Бабы Яги в избушке). Обманула Алёнушка Бабу Ягу и забрала братца. Кто ей помогал убежать от Бабы Яги? (Мышка, яблонька, печка, речка.) Правильно, все они помогли убежать от Бабы Яги, потому что она исправилась, разговаривала вежливо. Стала Алёнушка вежливой и появилось у неё много друзей. И не оставляет теперь Иванушку одного. И вы должны быть вежливыми, никогда не ругаться со своими друзьями и слушаться родителей. (Проводится Физкультминутка «Медвежата». Показ иллюстрации сюжета из сказки «Волк и семеро козлят». Подведение итога.)
Воспитатель. Какая это сказка? (Волк и семеро козлят.) Что вы видите на картинке? (Козлята закрывают дверь на засов.) Почему они её закрывают? А вы дома остаётесь одни? (Ответы детей.) Козлята остались дома одни, крепко-накрепко закрыли дверь. Что они неправильно сделали в этой сказке? Разве можно открывать дверь чужим? (Нельзя). Ребята, лучше к двери не подходить, когда вы дома одни. Козлята не послушались маму-козу и открыли дверь хитрому волку, и поэтому случилась с ними беда. (Меняется иллюстрация. Показ сюжета из сказки «Гуси-лебеди».)
Воспитатель. Какая это сказка? Кто нарисован на этой картинке? Что случилось с маленьким мальчиком? А почему они его унесли? Что неправильно сделала сестра? А разве можно оставлять детей на улице без присмотра? (Ответы и рассуждения детей.) Не послушалась Алёнушка своих родителей, убежала играть и бросила Иванушку. Давайте вспомним, как она разговаривала с печкой, яблонькой и речкой в начале сказки? А как вы разговариваете с другими людьми? (Ответы детей.) Конечно, надо разговаривать вежливо, культурно. Не зря гласит народная мудрость «Доброму слову – добрый ответ». Давайте все вместе скажем. (Дети повторяют хором пословицу.) Сегодня мы с вами вспомнили русские народные сказки. Какие? («Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»).
Ребята, вы запомнили, как нужно себя вести, чтобы не случилось неприятности? (Слушать маму и папу, не открывать дверь незнакомым людям, даже если у них приятный голос, не уходить из дома одним.) Молодцы!
Савина Татьяна, воспитатель
ДО АНО «Павловская гимназия»
дер. Веледниково, Московская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии