"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Решение примеров прибавления и вычитания числа «4»
Занятие уникально введением элементов сингапурской методики обучения. Данный метод основан на командных формах работы. Урок по математике для учеников первого класса является вторым по изучению темы «Решение примеров прибавления и вычитания числа «4», разработан по учебнику В.Г. Дорофеева, Т.Н. Мираковой. УМК «Перспектива».
Цель: повторить способы сложения и вычитания числа «4».
Задачи:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, в группе; формулировать собственное мнение и позицию;
- повторить способы сложения и вычитания числа «4».
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы все попадём в сказку. Эта сказка вам знакома. Но мы её расскажем по-своему. А чтобы сказка вам понравилась, надо внимательно слушать героев и точно выполнять их задания. Жили-были Дед и Баба. Захотелось Деду колобка. Какая это сказка? (Дети отвечают, на доске появляется колобок из бумаги.) Кто продолжит сказку? (Дети продолжают: «Бабка по сусекам помела, по амбарам поскребла, на сметане замесила, в печку посадила. А когда колобок был готов, положила на окошко остудить.»)Учитель: Пока колобок остывает, давайте немного поиграем. (Работа ведётся по структуре «раунд тейбл»: учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Беседа по вопросам с помощью презентации.)
Сколько яблок? (1)
Сколько мячей? (4)
Сколько собачек? (2)
Сколько чашек? (3)
Назовите эти числа в порядке уменьшения, в порядке возрастания.
Какого числа не хватает? (0. Отвечают учащиеся под номером 1. Записывают данное число учащиеся под номером 2.)
Как можно назвать все эти числа? (На обдумывание вопроса даётся время, работают в команде. Отвечают учащиеся под номером 3.)
Дети: Числовой ряд.
Учитель: В то время, когда бабка по амбарам мела, нечаянно бусы порвала. И все бусинки рассыпались.
А бусы не простые, на каждой бусинке — цифра. Помогите ей собрать бусы. (Дети выполняют задание на магнитной доске.)
Учитель: По команде «Водим!» вы закроете глаза, а по команде «Ищем!» — откроете. (Дидактическая игра «Прятки». Дети закрывают глаза руками. Учитель убирает 1 любую «бусинку». Дети называют пропавшую цифру.)
Спасибо, ребята, вы очень помогли бабушке.
Учитель: Ну а дед тем временем греется на печке и собирает фигурки из палочек. Давайте и мы поиграем в такую игру. Возьмите счётные палочки. (Учитель чертит на доске фигуры-буквы: М, Л, К, Н, С, Т, дети выполняют задание. «Сколько палочек взяли?», «На что похожа эта фигура?». Отвечают по структуре «релли робин»: два участника по лицу поочерёдно обмениваются короткими ответами в виде списка.)
Учитель: Надоело Колобку лежать на окошке. Он спрыгнул на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, а затем покатился по лесу. А в лесу растут ёлки. (Работа ведётся по структуре «сималтиниус релли тейбл»: два ученика одновременно выполняют работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу. На доске 4 ёлки разной высоты, нужно поставить в порядке возрастания. Под каждой ёлкой буквы: П, И, Л, А.)
Сколько ёлок растёт в лесу?
Над какой буквой самая низкая ёлочка.
Над какой буквой самая высокая ёлочка.
Обменяйтесь карточками с партнёрами по диагонали.
Прочтите слово. (Липа.)
Учитель: На опушке леса сидели 4 ежонка. Упала шишка. Ежата испугались и убежали. Сколько ежат осталось на опушке? (Ни одного, ноль. Решение задачи устно. Проверка задачи по структуре «тейк оф тач дуан»: встают ученики, которые получили в ответе числа «4», «3», «2», «1», «0».)
Учитель: Катится Колобок по лесу, катится… А навстречу ему... (Заяц.) Что говорит Заяц? (Колобок, Колобок, я тебя съем.) Не ешь меня, зайчик, — просит Колобок. Хорошо, не трону, если ребята составят и решат задачу. Поможем колобку? (Составление задачи по схеме, применяя структуру «релли робин»: два участника поочерёдно обмениваются устно составленными задачами.)
Было «4» морковки. Съел «1» морковку. Осталось ? морковок. (У зайца было «4» морковки. «1» морковку он съел. Сколько морковок осталось у зайца?) Каким арифметическим действием нужно решать эту задачу? (Запись решения задачи.) Сколько же морковок осталось у зайца? У зайца осталось «3» морковки. Он очень доволен и говорит: «Катись, Колобок, дальше. А я пойду доедать морковки».
Учитель: Катится колобок дальше, а навстречу ему… Правильно, Волк. Волк ему говорит: «Очень яблок хочется вон с той яблони». (На доску прикрепляется макет яблони, на ветках висят яблоки с примерами: «4 - 3; 4 - 1; 4 - 4; - 3 - 2; 3 - 1; 2 - 1; 2 + 1; 3 + 2») Ребята, только вот яблоня волшебная. На ней выросли крупные яблоки, но сорвать их может только тот, кто решит примеры. (Учащиеся проговаривают ответы по кругу.)
Учитель: Снова катится Колобок по лесу, а навстречу ему… (Лисичка-сестричка.) Что говорит Лиса? А Колобок? Лиса ему отвечает: «Хорошо, так и быть. Если ты сможешь закрыть окна в этом домике цифрами, я не трону тебя. (Дети выполняют задание.) Довольная Лиса отпускает Колобка: «Ладно уж, катись своей дорогой, не трону тебя». (Учитель берёт в руки фигурку колобка.) Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли. Побегу, я к бабушке и дедушке. Они меня очень ждут. До свидания.
Учитель: Давайте вспомним, что случилось с колобком в сказке? А чем закончилась наша сказка? А вы, ребята, помогли Колобку? Давайте посчитаем, сколько животных встретил Колобок?
Ляля Хасбиуллина, учитель начальных классов,
МБОУ Большеатнинская СОШ,
Атнинского муниципального р-на, Р.Татарстан
Рекомендуем почитать
- Комментарии