"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2013
Родитель — сам себе драматург
Совсем не обязательно усаживать ребёнка перед собой и с важно-торжественным видом сообщать ему: «Сейчас я буду с тобой серьёзно разговаривать!» или: «Отложи-ка в сторонку все свои дела, ну-ка подойди ко мне. Нам надо серьёзно поговорить!» Подобное начало разговора отнюдь не гарантирует вам, уважаемые взрослые, готовности ребёнка слушать и слышать, воспринимать и принимать то, что вы собираетесь ему сказать
Подобным началом разговора вы создаёте формальную атмосферу общения, которая может отпугнуть ребёнка, и он просто закроется от вас. Прежде чем говорить что-то важное, нужно создать определённый дух общения, микроклимат, посылающий ребёнку добрые флюиды. Ведь дети чувствуют нас, взрослых, и понимают без слов. И никакие словесные увещевания: «Я так тебя люблю!» не помогут, если интуитивно ребёнок этого не почувствует.
Иногда родителю следует быть артистом, чтецом, юмористом и лицедеем. Это помогает привлечь внимание ребёнка к волнующей вас проблеме, обозначив её в позитивном, не обидном для ребёнка ключе. Каждый родитель вполне может быть сам себе драматургом, или драматиком, или драматизатором. Это уж у кого как получится. Вот некоторые приёмы из моего опыта.
Лично мне всегда нравились диалоги с разными вещами, а также животными и растениями, где обе роли озвучивала я сама.
Улыбаться и шутить никогда не поздно! Улыбаться никогда не вредно! Улыбаться и шутить лучше поздно, чем никогда! Лишь бы ваш юмор всегда оставался милым и добрым.
Владелец стола: Сам знаю! Самому не продохнуть от всех этих уроков и заданий.
Стол: Ах, бедный я, несчастный! Завален книгами и бумагами! Ах, как тяжела моя жизнь!
Владелец: Ах, бедный я, несчастный! Завален я заданиями и уроками! Как трудна моя жизнь!
Стол: Ах, оба мы с моим владельцем бедные и несчастные! Слушай, владелец, хватит ныть. Давай заключим договор.
Владелец: Какой ещё договор?!
Стол: Ты расчистишь меня, а я предоставлю тебе взамен удобное место для работы над уроками и заданиями. Идёт?
Владелец: Ну, ладно уж, идёт.
Стол: Только у меня условие.
Владелец: Какое условие?
Стол: Включи, пожалуйста, музыку во время уборки. А то я терпеть не могу уборки без музыки. Это так скучно, нудно и трудно!
Владелец: Ладно, уж так и быть, включу для тебя музыку.
Дайте волю собственной фантазии. Разыгрывайте перед своими детьми разные сценки. Не бойтесь быть смешными и чудаковатыми. Тряхните стариной, а ещё юмором, интеллектом и благородством души. Ваше настроение от подобного актёрства только улучшится.
Мои дочери всегда смеялись над такими незатейливыми мамиными монологами. А после ужина, кстати сказать, безропотно шли мыть посуду.
Юмор удивительно влияет на детей и на их отношения со взрослыми. Этот метод хорош тем, что он обучает ребёнка, как надо общаться со взрослыми и со сверстниками. Например, дочь злится, что к ней не зашла подружка после школы. Они что-то собирались делать вместе. Но подружка не пришла, и дочь на неё обижается. И тут я, глядя в окно, вижу подружку дочери и как будто за дочь говорю: «Ленка, ну что ж ты ко мне не зашла? Дура! Зайти надо было. Ведь я так хочу!» Дочь смеётся, понимая без моих комментариев, что так общаться со сверстниками не стоит. А я начинаю озвучивать другой диалог, якобы происходящий по телефону:
— Алло, Лена? Привет! Ты не могла бы зайти сегодня ко мне после школы? Мы бы доклад вместе написали.
— Хорошо, Оля, я зайду после четырёх. Пока.
Подобные инсценировки гораздо лучше родительских нотаций и поучений. Уважаемые взрослые, наши дети порой нетактичны, грубы или необщительны лишь из-за того, что они не знают, что и как надо говорить в той или иной ситуации. Вот и подайте пример, произнесите необходимый текст вслух, то есть вложите слова в уста ребёнка.
По книге А.С.Бикеевой «Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения». Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
Подобным началом разговора вы создаёте формальную атмосферу общения, которая может отпугнуть ребёнка, и он просто закроется от вас. Прежде чем говорить что-то важное, нужно создать определённый дух общения, микроклимат, посылающий ребёнку добрые флюиды. Ведь дети чувствуют нас, взрослых, и понимают без слов. И никакие словесные увещевания: «Я так тебя люблю!» не помогут, если интуитивно ребёнок этого не почувствует.
Иногда родителю следует быть артистом, чтецом, юмористом и лицедеем. Это помогает привлечь внимание ребёнка к волнующей вас проблеме, обозначив её в позитивном, не обидном для ребёнка ключе. Каждый родитель вполне может быть сам себе драматургом, или драматиком, или драматизатором. Это уж у кого как получится. Вот некоторые приёмы из моего опыта.
Лично мне всегда нравились диалоги с разными вещами, а также животными и растениями, где обе роли озвучивала я сама.
Улыбаться и шутить никогда не поздно! Улыбаться никогда не вредно! Улыбаться и шутить лучше поздно, чем никогда! Лишь бы ваш юмор всегда оставался милым и добрым.
Диалог письменного стола и его владельца
Стол: Ой-ой-ой! Какой завал! Просто нечем дышать!Владелец стола: Сам знаю! Самому не продохнуть от всех этих уроков и заданий.
Стол: Ах, бедный я, несчастный! Завален книгами и бумагами! Ах, как тяжела моя жизнь!
Владелец: Ах, бедный я, несчастный! Завален я заданиями и уроками! Как трудна моя жизнь!
Стол: Ах, оба мы с моим владельцем бедные и несчастные! Слушай, владелец, хватит ныть. Давай заключим договор.
Владелец: Какой ещё договор?!
Стол: Ты расчистишь меня, а я предоставлю тебе взамен удобное место для работы над уроками и заданиями. Идёт?
Владелец: Ну, ладно уж, идёт.
Стол: Только у меня условие.
Владелец: Какое условие?
Стол: Включи, пожалуйста, музыку во время уборки. А то я терпеть не могу уборки без музыки. Это так скучно, нудно и трудно!
Владелец: Ладно, уж так и быть, включу для тебя музыку.
Разговор с портфелем ребёнка
Родитель (обращаясь к портфелю): Многоуважаемый портфель! Почему вы так дурно воспитаны своим хозяином?! Почему вы до сих пор не можете сами по себе складываться, готовясь к следующему учебному дню в школе? Другие школьные портфели уже давно превратились в самоскладывающиеся и самособирающиеся в школу портфели. Они в отличие от вас стали портфелями-самобранками и могут самостоятельно собраться в школу, совсем не затрудняя своих хозяев. Вам же, многоуважаемый портфель, должно быть очень стыдно! Вы ленивы, не сообразительны и не организованы. Кроме того, вы совершенно не думаете о благополучии и спокойствии своего хозяина. Стыдно!Дайте волю собственной фантазии. Разыгрывайте перед своими детьми разные сценки. Не бойтесь быть смешными и чудаковатыми. Тряхните стариной, а ещё юмором, интеллектом и благородством души. Ваше настроение от подобного актёрства только улучшится.
Юмористическое обращение к себе
Ещё я люблю монологи вслух с обращением к себе: «Многоуважаемая Алина Сергеевна! Соизвольте сначала накормить свою дочь вкусным ужином, а потом уж требовать, чтобы она вымыла посуду. Приятного Вам аппетита, дорогая Алина Сергеевна! А что посуду после еды надо мыть, ваша дочь и без напоминаний знает, так что нечего к ребёнку приставать».Мои дочери всегда смеялись над такими незатейливыми мамиными монологами. А после ужина, кстати сказать, безропотно шли мыть посуду.
Вложите слова в рот ребёнка
Я люблю озвучивать других людей. Например, я говорю наигранно строгим тоном: «Алло! Мамаша, вам из школы звонят. Проверьте уроки у своего ребёнка». И дальше уже своим голосом: «Хорошо, Марь Иванна (здесь обычно идёт имя учителя, завуча, директора)! Уже бегу проверять!»Юмор удивительно влияет на детей и на их отношения со взрослыми. Этот метод хорош тем, что он обучает ребёнка, как надо общаться со взрослыми и со сверстниками. Например, дочь злится, что к ней не зашла подружка после школы. Они что-то собирались делать вместе. Но подружка не пришла, и дочь на неё обижается. И тут я, глядя в окно, вижу подружку дочери и как будто за дочь говорю: «Ленка, ну что ж ты ко мне не зашла? Дура! Зайти надо было. Ведь я так хочу!» Дочь смеётся, понимая без моих комментариев, что так общаться со сверстниками не стоит. А я начинаю озвучивать другой диалог, якобы происходящий по телефону:
— Алло, Лена? Привет! Ты не могла бы зайти сегодня ко мне после школы? Мы бы доклад вместе написали.
— Хорошо, Оля, я зайду после четырёх. Пока.
Подобные инсценировки гораздо лучше родительских нотаций и поучений. Уважаемые взрослые, наши дети порой нетактичны, грубы или необщительны лишь из-за того, что они не знают, что и как надо говорить в той или иной ситуации. Вот и подайте пример, произнесите необходимый текст вслух, то есть вложите слова в уста ребёнка.
По книге А.С.Бикеевой «Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения». Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
Алина Бикеева, переводчик,
преподаватель английского языка
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку