"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Семейные проекты
В любом направлении воспитательно-образовательного процесса мы ищем действенные пути сотрудничества с родителями наших воспитанников. Эффективным в данной работе является, на наш взгляд, метод проектов, так как позволяет включить родителей как равноправных партнёров в образовательный процесс детского сада.
Расскажем о некоторых наших проектах.
Как узнать погоду на завтра?
Этот проект начался с опроса детей и родителей о том, как они узнают погоду на следующий день? Выяснилось, что родители узнают из новостей, а дети вообще не задумываются на эту тему. Педагог провела круглый стол для родителей на тему «Роль наблюдений и народных примет в предсказывании погоды», это позволило правильно организовать наблюдения в семье во время прогулок с детьми.Появились продукты проектной деятельности — альбомы «Наблюдаем всей семьёй», «Живые барометры», «Дневник сезонных наблюдений». Наблюдения на метеоплощадке помогли детям познакомиться со специальными приборами для наблюдений за изменением погоды. Итоговое занятие было посвящено теме «Погода во все времена года». Оно проходило в форме презентаций, где дети и родители продемонстрировали свои умения прогнозирования.
Сделаем красивым свой участок
Проект возник в связи с необходимостью благоустроить один из участков. На вопрос воспитателя, что можно сделать, чтобы участок был красивым, дети предложили сделать клумбу и уголок для отдыха рядом с ней, чтобы можно было любоваться цветами. Вместе наметили план действий, решили обратиться за помощью к родителям. Ознакомились с садовыми цветами, их строением, способами ухода. Родители поделились опытом оформления клумб на своих садовых участках, вместе с детьми придумывали проекты клумб.Дети самостоятельно посадили семена цветов, вырастили рассаду, а потом вместе с родителями высадили её на клумбу. В результате появилась красивая клумба и уголок для отдыха. Дети научились создавать красивое своими руками, бережно ухаживать за растениями, понимать, что им необходимо для хорошего роста. Цветы сделали участок более привлекательным и комфортным.
Моя мама — кинолог
Это целая история семьи, где уже третье поколение рода живёт бок о бок с верными друзьями-собаками, которые, по их словам, никогда не предадут. Все члены семьи хорошо понимают и любят собак. Собака для них — друг, семейный врач-психотерапевт, который оказывает «незримую помощь»: расширяет круг общения, компенсирует одиночество, снимает эмоциональное напряжение, даёт заряд бодрости, помогает быть в хорошей спортивной форме. Общение с собакой формирует у ребёнка способность сочувствовать, сопереживать, заботиться и понимать окружающих.Что делает мир прекрасным?
Коллективный проект был направлен на поиск убедительного ответа на этот вопрос. Сначала дети выясняли мнение родителей по данному вопросу, потом высказывали своё, подтверждая его собранным материалом и результатом продуктивной деятельности (рисунками, макетами). Интересно, что из шести семей три в качестве источника прекрасного выбрали природу. Важно, что в этом проекте семьи показали правильное отношение к природе: они любят её за то, что она есть, что вызывает эстетические чувства, а не за то, что она что-то даёт. Хотя именно потребительское отношение к природе, к сожалению, считается преобладающим у современных людей.Секреты здоровья моей семьи
Этот проект свидетельствует, насколько осознанно семья использует возможности сельской загородной природы для своего оздоровления. Среди семейных секретов по достоинству оценены закаливание с помощью природных факторов, использование полезных экологически чистых продуктов, непосредственное общение с природой.В одной из семей особенно любят лошадей. Общение с лошадью приносит психологическое удовлетворение, избавляет от напряжения и стрессов. Невозможно описать радость общения с этим умным животным. Семья считает, что для городского жителя уединение на природе, общение с ней помогает вернуть энергию, силу, закаливает организм, заряжает отличным настроением.
Надо сказать о процедуре самой защиты проектов, так как она является кульминационным моментом проектной семейной деятельности. К защите каждая семья готовит какой-то продукт: альбом, макет или что-то другое, а также слайд-презентацию. Идея проекта представляет ценность не только для конкретной семьи, но и для многих других. Поэтому у ребёнка всегда есть адресат, к которому обращён его рассказ. С этой точки зрения, ценность проектной деятельности в её социальном характере: у семьи есть возможность сделать что-то полезное для других. Другие семьи имеют возможность знакомиться с разнообразным опытом воспитания в других семьях.
Зинаида Покатнева, социальный педагог
д/с № 2093, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии