"Игры и Игрушки" №4-2014
Японский кроссворд: найти ход!
В качестве примера рассмотрим ещё один кроссворд с изображением ели, представленный на Рис. 1, где зелёным цветом выделен уже найденный ключевой столбец Е высотой в девять клеток, а также отмечены крестиками пустые клетки первой строки.
Напомним, что цифры, расположенные слева и сверху от изображения, указывают количество подряд закрашенных клеток. Если их несколько, то мы имеем дело с несколькими группами таких клеток. Например, цифры 2 и 3 в столбце Ж указывают, что сверху в нём расположена группа из двух подряд закрашенных клеток, а ниже её, но с промежутком в одну или несколько пустых клеток, – ещё одна группа, уже из трёх подряд закрашенных клеток. Аналогичная кодировка применяется и для строк: например, в третьей строке расположена группа, состоящая из одной закрашенной клетки, а правее неё – ещё группа, из трёх таких клеток.
Итак, ключевой столбец найден, что же делать дальше? На что необходимо обратить внимание, чтобы сделать следующий ход? Конечно же, на строки и столбцы с наибольшим количеством клеток, которые нужно закрасить.
Проведённый анализ показывает, что наше изображение имеет размер 10х9 клеток, а самой заполняемой в нём является восьмая строка, состоящая из двух групп, по пять и три закрашенных клетки, причём одна из них, на поле Е8, уже выявлена. Встаёт вопрос: к какой группе эта клетка принадлежит, к первой (левой) или второй (правой)? Ответ однозначен: эта клетка может являться только последней в первой группе, и это позволяет нам сделать следующий ход (Рис. 2).
Ну, а дальше – дело техники. Заполняем клетки столбца Ж, отмечаем крестиками пустые поля вокруг клетки Е9 девятой строки, затем заполняем столбец Д и отмечаем пустые поля во второй и пятой строках (Рис. 3). Далее закрашиваем столбец Г и заполняем полностью третью строку. Затем закрашиваем оставшуюся клетку В4 первой группы четвёртой строки и отмечаем пустые поля перед ней (Рис. 4).
Далее заполняем полностью шестую строку, что позволяет завершить сначала столбец З, а затем – и четвёртую строку (Рис. 5). Теперь остаётся определить первую группу девятой строки, завершить столбцы А, Б и В, затем – заполнить седьмую строку, а потом уж и девятую.
Попробуйте теперь решить самостоятельно наши задания. Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!
В компьютерные версии подобных кроссвордов можно поиграть на сайте детских компьютерных игр «Логозаврия: умные игры для умных детей, родителей, учителей» www.logozavr.ru, в разделах для детей 8–10 лет.
Виктор Варченко, доцент кафедры педагогики и
образовательных технологий БФУ им. И.Канта
Рекомендуем почитать
- Комментарии