"Игры и Игрушки" №1-2021
Юные исследователи и экспериментаторы
Знаете народную китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»? А ведь она как нельзя лучше описывает возраст «почемучек», когда всё вокруг кажется новым, удивительным, интересным. В этот период вопросы «почему?», «как?» и «зачем?» мы слышим по сто раз на дню. Грамотные родители пользуются этим и стараются «вложить» в ребёнка как можно больше знаний, чтобы он был более развитым и продолжал интересоваться окружающим миром. А что помогает поддерживать интерес ко всему новому? Конечно же, многочисленные детские наборы для опытов
Как утверждают психологи, самое время для развития интеллектуальных способностей – дошкольный возраст. Это именно то время, когда дети легко воспринимают наглядную форму подачи информации. Яркий пример тому – демонстрация различных опытов. Сколько восторга у детей вызывает подобная экспериментальная деятельность! На самом деле в этом возрасте каждый ребёнок сам по себе является экспериментатором и исследователем практически во всех сферах деятельности: во время приёма пищи, прогулок на улице, во время игр с другими детьми и занятий со своими родителями.
Если во времена нашего детства знакомство с природными явлениями в виде научных игр и волшебных экспериментов было доступно только в образовательных учреждениях, то сейчас развить стремление к познанию окружающего мира у своего ребёнка родители могут и самостоятельно с помощью увлекательных игр и наборов для экспериментов.
Но так ли безопасны научные игры в домашних условиях? В Интернете нам то и дело попадаются новости, что в очередных наборах для опытов были найдены опасные вещества. Например, недавно в наборах для юных химиков обнаружили дихромат, который ранее активно использовался в школах на уроках химии во время демонстрации реакции «Вулкана Бёттгера» (когда при нагревании дихромат разлагался с выделением азота, паров воды и выбросом раскалённых твёрдых частиц оксида хрома), но сейчас он попал под запрет из-за токсичности реактива.
Конечно, это скорее исключение из правил и большинство детских наборов для физических или химических опытов не включает в себя опасные вещества. Не стоит думать, что детское экспериментирование в целом таит в себе скрытую опасность. По сути, оно не более опасно, чем работа с ножницами или иголкой. Но ведь и этому нужно обучать, рассказывать правила техники безопасности. Как показывает практика, систематическое экспериментирование с каждым новым опытом снижает риск возникновения каких-либо травм и опасных ситуаций, так как соблюдение в работе определённых правил для детей становится нормой. Но, тем не менее, проводить их рекомендуется только под строгим присмотром родителей, обращая внимание на возрастные ограничения.
Однако экспериментальная деятельность детей начинается не только с проведения многочисленных опытов, но и с более простых развлечений. Вспомните, какая, на первый взгляд, обыденная игра вызывает у малышей настоящий восторг? Да, мыльные пузыри! Уж они-то точно никакого вреда здоровью ребёнка не могут нанести – думают многие. Вполне могут!
Ароматизаторы и химические вещества, входящие в их состав, довольно часто вызывают аллергическую реакцию даже у взрослых. Дети очень любят лопать мыльные пузыри: кто-то делает это руками, кто-то ногами, а кто-то и вовсе ловит их ртом. В этот момент мельчайшие частицы химического состава попадают в дыхательную систему, глаза и на кожу, вызывая раздражение. А учитывая то, что всё находящееся в маленьких ручках может моментально попасть в рот, эта же химия с лёгкостью вызовет расстройство кишечника.
Стоит отметить и пользу для здоровья малышей, которую несёт в себе процесс надувания мыльных пузырей. Игра является лучшим тренажёром для дыхательной системы ребёнка, профилактикой респираторных и лёгочных заболеваний. В момент выдувания мыльных пузырей дети также приобретают необходимые навыки для развития речи, складывая губы в трубочку. В дальнейшем они легче и быстрее учатся правильно произносить все звуки. И не будем забывать, какое удовольствие приносит ребёнку экспериментирование с разными составами и способами выдувания мыльных пузырей. Ведь раствор можно сделать самостоятельно. Добавляя в него больше моющего средства и меньше воды, мыльные пузыри станут более крепкими. Разбавляя раствор каплями глицерина, пузыри станут более яркими и радужными. А уж выдувать их можно не только через специальную маленькую палочку, но и через обычную трубочку. Ну чем не открытие?
Конечно, безопасности никогда не бывает «много». Поэтому чтобы исключить возможные риски, нужно не только контролировать игру ребёнка, но и объяснять ему её правила, которым нужно следовать.
Как утверждают психологи, самое время для развития интеллектуальных способностей – дошкольный возраст. Это именно то время, когда дети легко воспринимают наглядную форму подачи информации. Яркий пример тому – демонстрация различных опытов. Сколько восторга у детей вызывает подобная экспериментальная деятельность! На самом деле в этом возрасте каждый ребёнок сам по себе является экспериментатором и исследователем практически во всех сферах деятельности: во время приёма пищи, прогулок на улице, во время игр с другими детьми и занятий со своими родителями.
Если во времена нашего детства знакомство с природными явлениями в виде научных игр и волшебных экспериментов было доступно только в образовательных учреждениях, то сейчас развить стремление к познанию окружающего мира у своего ребёнка родители могут и самостоятельно с помощью увлекательных игр и наборов для экспериментов.
Но так ли безопасны научные игры в домашних условиях? В Интернете нам то и дело попадаются новости, что в очередных наборах для опытов были найдены опасные вещества. Например, недавно в наборах для юных химиков обнаружили дихромат, который ранее активно использовался в школах на уроках химии во время демонстрации реакции «Вулкана Бёттгера» (когда при нагревании дихромат разлагался с выделением азота, паров воды и выбросом раскалённых твёрдых частиц оксида хрома), но сейчас он попал под запрет из-за токсичности реактива.
Конечно, это скорее исключение из правил и большинство детских наборов для физических или химических опытов не включает в себя опасные вещества. Не стоит думать, что детское экспериментирование в целом таит в себе скрытую опасность. По сути, оно не более опасно, чем работа с ножницами или иголкой. Но ведь и этому нужно обучать, рассказывать правила техники безопасности. Как показывает практика, систематическое экспериментирование с каждым новым опытом снижает риск возникновения каких-либо травм и опасных ситуаций, так как соблюдение в работе определённых правил для детей становится нормой. Но, тем не менее, проводить их рекомендуется только под строгим присмотром родителей, обращая внимание на возрастные ограничения.
На что следует обратить внимание?
- Возрастные ограничения
- Родительский контроль
- Техника безопасности
Однако экспериментальная деятельность детей начинается не только с проведения многочисленных опытов, но и с более простых развлечений. Вспомните, какая, на первый взгляд, обыденная игра вызывает у малышей настоящий восторг? Да, мыльные пузыри! Уж они-то точно никакого вреда здоровью ребёнка не могут нанести – думают многие. Вполне могут!
Ароматизаторы и химические вещества, входящие в их состав, довольно часто вызывают аллергическую реакцию даже у взрослых. Дети очень любят лопать мыльные пузыри: кто-то делает это руками, кто-то ногами, а кто-то и вовсе ловит их ртом. В этот момент мельчайшие частицы химического состава попадают в дыхательную систему, глаза и на кожу, вызывая раздражение. А учитывая то, что всё находящееся в маленьких ручках может моментально попасть в рот, эта же химия с лёгкостью вызовет расстройство кишечника.
Стоит отметить и пользу для здоровья малышей, которую несёт в себе процесс надувания мыльных пузырей. Игра является лучшим тренажёром для дыхательной системы ребёнка, профилактикой респираторных и лёгочных заболеваний. В момент выдувания мыльных пузырей дети также приобретают необходимые навыки для развития речи, складывая губы в трубочку. В дальнейшем они легче и быстрее учатся правильно произносить все звуки. И не будем забывать, какое удовольствие приносит ребёнку экспериментирование с разными составами и способами выдувания мыльных пузырей. Ведь раствор можно сделать самостоятельно. Добавляя в него больше моющего средства и меньше воды, мыльные пузыри станут более крепкими. Разбавляя раствор каплями глицерина, пузыри станут более яркими и радужными. А уж выдувать их можно не только через специальную маленькую палочку, но и через обычную трубочку. Ну чем не открытие?
Конечно, безопасности никогда не бывает «много». Поэтому чтобы исключить возможные риски, нужно не только контролировать игру ребёнка, но и объяснять ему её правила, которым нужно следовать.
Хрущёва Светлана,
выпускающий редактор
Можно ли считать экспериментальную и опытную деятельность безопасной для детей в домашних условиях? Или лучше оставить её для образовательных учреждений? Стоит ли играть в подобные игры? Присылайте свои суждения на наш электронный адрес redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы опубликуем в следующем номере.
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку