"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Затейники и фантазёры. Час читательских удовольствий с рассказами Н. Носова
Ход развлечения
От автора: что ни говорите, а Носов – самая подходящая фамилия для детского писателя, а тем более для весёлого детского писателя. Звучит она просто, легко и немного забавно. Разве может сердитый писатель сочинить интересную историю про Барбоса и Бобика или выдумать небылицы для Мишутки и Стасика?! Думаю, что многие читающие мальчишки и девчонки с удовольствием вспомнили сейчас рассказы детского писателя Н.Н. Носова, и приглашаю вас принять участие в играх и развлечениях, которые придуманы мной по сюжетам этих рассказов.Крестословица «Рассказы Николая Носова»
На доске представлен квадрат, внутри которого спрятаны названия рассказов Н. Носова. Все они состоят из одного слова. Детям предлагают разгадать загадки-подсказки про телефон, заплатку, метро, огурцы, леденец, имя поэта Пушкина и полководца Македонского, автомобиль, ступеньки, замазку; определить эти названия и найти каждое из них в россыпи букв. Названия могут быть написаны необычно: снизу-вверх, справа налево или зигзагом, но только не по диагонали.
Герои рассказов Н. Носова
Детям предлагается послушать отрывки рассказов и назвать участников событий:
- Он горку не строил. Сидит дома, да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит, да головой мотает – как будто ему нельзя. (Котька Чижов, «На горке».)
- Медленно-медленно он пошёл по улице, вышел из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша и плачет. (Котька, «Огурцы».)
- Сначала вёл себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцу. Стоит, смотрит и думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». (Миша, «Леденец».)
- Он поднял голову, увидел милиционера – и бегом от него. Только недалеко убежал. Его быстро поймали и держат. А он кричит: «Не хочу в милицию! Лучше я заблуженный буду!». (Алик, «Милиционер».)
- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы всё врёте, а без толку. А я вчера соврал, мне от этого польза. (Игорь, «Фантазёры».)
Конкурс фантазёров
Детям предлагается уточнить, следующее: В каком рассказе Н.Н. Носова герои делятся неправдоподобными историями? О чём они рассказывают? С кем встретились в лесу? (В рассказе «Три охотника» герои рассказывают о случаях на охоте и о встрече с медведями.) Школьников следует подвести к выводу о том, что эти мечтатели, любители выдумывать неправдоподобное и невозможное - фантазёры, потому что фантазия – это что-то несбыточное, воображаемое и всегда нереальное на определённый момент времени. В конкурсе на звание лучшего фантазёра одновременно участвуют два человека. Им предлагают рассказать о 3-х своих удивительных подвигах во время космического приключения или морского путешествия, начав со слов «А я однажды…». Лучшего выдумщика и фантазёра слушатели выбирают вместе.
Игра «Наши каши»
Оборудование: 8 тарелок с разными крупами; шарф. Детям предлагается ответить на вопросы:
- Как звали главных героев рассказа Н. Носова «Мишкина каша»? (Вова и Миша.)
- Почему Вова плохо слушал объяснения мамы, как надо варить кашу? (Он думал, что Мишка знает.)
- Какие ошибки сделали мальчишки, когда варили кашу? (Налили мало воды и насыпали много крупы, не посолили, не мешали крупу во время варки.)
- Какую кашу варили ребята? (Оказывается, автор не сказал это читателям.)
- Из какой крупы можно сварить вкусную кашу?
- Чем рис отличается от перловки, а манная крупа от кукурузной?
- Почему гречку не спутаешь ни с чем?
- Кто готов объявить себя настоящим кашеваром и определить, какая крупа насыпана в тарелки?
Участникам закрывают глаза с помощью шарфа и предлагают на ощупь определить 4-5 разных круп, меняя их сочетание для каждого игрока.
Четвероногие герои рассказов Н.Н. Носова
Детям предлагают вспомнить некоторых животных, которые появляются рядом с нашими любимыми мальчишками:
- Какой рассказ Н. Носова носит название клички животного? («Дружок».)
- Он хорошо умел в прятки играть, только глаза зажмуривать не умел. (Бобик из «Прятки».)
- Собака какой породы появилась неожиданно в квартире, где жил мальчик Саша? (Длинношерстный фокстерьер из «Саша».)
- Я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу гребешком причесываюсь, хочу – телевизором играю, ем и пью, что хочу, или на диване валяюсь. (Барбос из «Бобик в гостях у Барбоса».)
- В каких рассказах Н. Носова живут серые коты или котята? (Мурзик из «Карасик»; Васька из «Живая шляпа».)
- Какой случай произошёл с Васькой? (На него случайно упала шляпа.)
- Как повели себя Вовка и Вадик? (Они испугались, стали стучать кочергой об пол и кидать в шляпу картофель.)
- Что в это время происходило с Васькой? (Он тоже испугался.)
Оборудование: вазочка, чашка, кубик, набивной мяч, будильник; указка, маски.
Детям предлагают принять участие в испытании и понять чувства котёнка Васьки. Под большой папиной шляпой он внезапно оказался не только в темноте, но и в тесном пространстве. А тут ещё грохот и град страшной силы. О чём Васька думал в этот миг?! Участникам игры по очереди закрывают глаза тёмной маской и дают в руки небольшую указку. Перед ними на столе помещают объёмный предмет. Нужно назвать его, изучив с помощью указки, и определить, из чего он сделан.
К нашей встрече вы, ребята, прочитали рассказы хорошего детского писателя Н.Н. Носова. Мне приятно, что они вам понравилось, и вы с удовольствием играли в игры, которые я для вас подготовила по сюжетам некоторых рассказов. Давайте продолжим читать интересные книги и проводить интересные игры по их содержанию!
Галина Сироткина, библиотекарь-педагог
МОУ Железнодорожная СОШ № 1
Усть-Илимского р-на Иркутской обл.
Рекомендуем почитать
- Комментарии