"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Знакомство с карельской росписью
Цель: приобщать к народному карельскому искусству.
Обучающие задачи: познакомить с историей карельской росписи; формировать представления об элементах карельского узора, учить рисовать ягодки и листики.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, наблюдательность, эстетическое восприятие изделий народных мастеров.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народному творчеству, приобщать к народной культуре.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран; народный костюм.
Демонстрационный материал: деревянные изделия с карельской росписью; презентация «Изделия мастеров карельской росписи».
Раздаточный материал: элементы городецкой, хохломской, карельской, филимоновской росписей на плотной бумаге; гуашь, кисти белка № 4, 3, 5, ёмкость с водой, бумага формата А4, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой красивый день. Хотите с ним поздороваться? Вставайте в круг. (Дети выполняют приветствие, сопровождая речь движениями.)Здравствуй, солнце золотое, (Показывают рукой на солнце.)
Здравствуй, небо голубое, (Показывают другой рукой на небо.)
Здравствуй, вольный ветерок, (Руками и телом показывают ветер.)
Здравствуй, маленький дубок. (Поднимают руки вверх.)
Здравствуй, утро! (Делают жест рукой вправо.)
Здравствуй, день! (Делают жест рукой влево.)
Нам здороваться не лень. (Разводят руки в стороны.)
Мастерица: Подходите, покупайте! Расписные доски для хозяюшек, игрушки для детишек!
Воспитатель: Слышите, кто-то сюда идёт. (Входит Мастерица с плетёным коробом.)
Мастерица: Здравствуйте! Моё имя Марья. Иду я на ярмарку.
Воспитатель: Для чего Вы идёте на ярмарку?
Мастерица: Несу на продажу деревянные расписные изделия: доски, ложки, игрушки, шкатулки. Они украшены карельской росписью. У нас семья большая, вот мы с мужем и решили, что он будет вырезать из дерева разные изделия, а я буду их расписывать. Живём то мы в Карелии, в Пудожском районе. Леса у нас хватает.
Воспитатель: Давайте рассмотрим изделия, которые продаёт Марья.
- Марья, можно нам посмотреть?
Мастерица: Смотрите, пожалуйста. (Марья достаёт из короба и отдаёт детям расписные изделия. Они с интересом их рассматривают.)
Воспитатель: Ребята, что вам здесь нравится? (Дети называют ложки, игрушки, шкатулку.) Какими элементами росписи украсила их мастерица?
Дети: Она расписала ягодками, тюльпанами, яблоками, розами, листиками.
Воспитатель: Это основные элементы Карельской росписи. Какие краски использовала мастерица? (Дети называют красную, синюю, голубую, зелёную, жёлтую краску.)
Мастерица: Красители для росписи мы делаем из разных пород глины, трав, коры дерева, камня. Яркую красную киноварь и голубую голубец покупаем на ярмарках. Чтобы краски долго держались, покрываем готовую роспись раствором из смолы вишни или лиственницы.
Расписываем шкафы, прялки, кухонную утварь, чтобы дома было красиво, чтобы все могли любоваться нашей карельской природой. Хотите ещё посмотреть? (Дети располагаются на ковре. Мастерица демонстрирует им слайды презентации с пояснением содержания.)
В Карелии издавна проживали мастера росписи по дереву, но роспись была разная. В Олонце и Пряженском районе писали геометрическими узорами, располагая их друг под другом. В Пудоже мы больше расписываем растительным узором. Современные мастера по карельской росписи тоже расписывают предметы быта и посуду, многие из них обучают детей. На слайде вы видите работы детей из студии «Северные узоры».
Мастерица: Ребята, вам понравилась карельская роспись? Хотите стать настоящими мастерами? (Дети выражают желание научиться росписи.)
В моём коробе перепутались элементы разных росписей. Постарайтесь выбрать те, которые есть в нашей карельской росписи. (С детьми проводят игровое упражнение «Найди карельскую роспись».) Молодцы! Давайте теперь поиграем в игру «Шёл козёл по лесу». (Дети с воспитателем играют в подвижную игру.)
Мастерица: Теперь можно приниматься за работу. «Делу - время, потехе - час», - так говорят в народе. Сейчас покажу вам, как рисовать ягодки и листики. (Дети садятся за столы. Мастерица демонстрирует технику карельской росписи.) Ягодка - один из основных элементов росписи. Чтобы нарисовать ягодку, легко касаемся бумаги кистью с гуашью и делаем лёгкий нажим. Затем, постепенно нажимая, плавно поворачиваем кисть, чтобы получился круг. Приподнимаем кисть, завершаем мазок, и кончиком кисти соединяем его с началом «ягодки». Попробуйте! (Дети рисуют, Мастерица и воспитатель при необходимости им подсказывают и помогают.) Чтобы ягодка получилась, как настоящая, пропишем оживку. Для этого один бочок кисти окунём в красную краску, другой - в белый и оживим нашу ягодку. (Мастерица демонстрирует, как выполнить оживку. Дети повторяют это на своих рисунках.)
Мастерица: Молодцы! Теперь будем учиться рисовать листья. Для этого нам понадобится зелёная краска. (Педагог демонстрирует письмо листочков, затем дошкольники самостоятельно выполняют этот элемент на своих рисунках.) Очень красивые у вас получились ягодки и листики. Попробуем нарисовать простую композицию на подставках под горячее. Мастера по росписи не используют предварительного рисунка, поэтому важно найти глазами на подставке середину. Затем чуть выше неё нарисуем ягодку, а под ней листики. (Дети выполняют рисунок.)
Воспитатель: Какие красивые получились у вас подставки! Попробуйте рассказать о своей работе. (Дети рассказывают о росписи изделия. При необходимости педагог задаёт уточняющие вопросы.) Как называется ваше изделие? Какой росписью вы его расписывали? Какие элементы изобразили? Какие краски использовали? Для чего это изделие?
Мастерица: Очень хорошие получились у вас рассказы, но мне пора идти дальше. До свидания. (Воспитатель и дети прощаются с Мастерицей, благодарят за знакомство с техникой карельской росписи.)
Воспитатель: Ребята, предлагаю подарить эти подставки мамам, они их порадуют и пригодятся на кухне.
Наталья Захарова, воспитатель МДОУ
Д/с № 20, г. Петрозаводск, Республика Карелия
Рекомендуем почитать
- Комментарии