Знакомство ребёнка с нотной грамотой
Мир звуков прекрасен. Дети легко подхватывают песни, мотивы, музыка увлекает за собой практически каждого ребёнка. Детишки с огромным удовольствием импровизируют на игрушечных музыкальных инструментах, и даже когда взрослые с трудом терпят канонаду звуков, юному исполнителю это кажется чудесной музыкой. Ребёнок растёт, и настаёт момент, когда родители понимают, что пришла пора непосредственно соприкоснуться с музыкой. Независимо от выбранного инструмента, каждому музыканту необходимо сначала освоить нотную грамоту. Как правило, дети учат теорию на уроках сольфеджио, когда начинается пора обучения в школе искусств. Но далеко не всегда малыши успевают запомнить большой поток информации, преподаваемой на уроках. В обязанность родителей педагоги вменяют самостоятельное изучение нот и остальной музыкальной премудрости. Как помочь ребёнку быстро выучить название расположение и длительности нот?
Учим ноты с малышом
Нотная грамота преподаётся уже с подготовительной группы учеников музыкальной школы. Посещают этот класс дошкольники 6-7 лет. Когда в школу приходит ребёнок школьного возраста, его определяют сразу в 1 класс, где скорость изучения материала ещё выше. Есть несколько методов изучения нотной грамоты: теоретическое заучивание, изучение нот с помощью клавиш фортепиано, прорисовка изучаемого материала, плакаты, карточки. Чтобы помочь будущему музыканту освоить основной материал, учителя предлагают сопровождать обучение игрой. Для этого родителям необходимо сделать красочные карточки с изображением нот. В 1 классе ребята изучают ноты только первой октавы, потому понадобится всего семь карточек, отдельная карточка для каждой ноты. Согласно звучанию ноты, к изображению места в нотном стане, добавляется схожая по звуку картинка. Таким образом малыш, смотря на рисунок, вспоминает, как называется нота, и где её место в стане. Картинки могут различаться, единого шаблона нет, но это должна быть узнаваемая ребёнком иллюстрация. Например, можно взять такие картинки:
Нота ДО – располагаем ноту на добавочной линейке, а рядом рисуем дом. Изучение сопровождаем весёлым стишком.
Нота «ДО» свой домик знает,
В гости всех нас приглашает.
На добавочной линейке
«ДО» сидит, как на скамейке.
Нота РЕ – находится под первой линейкой. Изображаем рядом с ней речку.
Речка тихая течёт,
К нотам нас с тобой зовёт.
Под линейкой «РЕ» сидит,
И на всех сейчас глядит!
Нота МИ – на первой линейке нотного стана. Рисуем весёлого мишку.
Мишка учит ноту «МИ»,
Потому ты не шуми!
Первая у «МИ» линейка,
Её личная ячейка.
Нота ФА – расположилась между 1-й и 2-й линейкой. Словом, начинающимся на слог фа – может быть факел.
Факел очень ярко светит,
Ноту «ФА» все заприметят.
Между первой и второй
Смотрит «ФА» на нас с тобой.
Нота СОЛЬ – на второй линейке. С этой же линии берёт начало скрипичный ключ, который так и называется – ключ соль. Если ребёнок запомнил скрипичный ключ, можно изобразить его, а если ассоциации с ключом у малыша никак не возникает, нарисуйте солонку, уж её ребёнок точно узнает.
На второй линейке «СОЛЬ»
Восседает, как король.
Адрес ноты мы узнали,
Теперь дальше зашагали.
Нота ЛЯ – между второй и третьей линейкой. Рисуем забавного лягушонка. Чтобы у малыша не возникло ассоциации с кваканьем лягушек, расскажите, что этот лягушонок особенный, он – музыкант. Потому, когда все простые лягушки квакают, этот поёт свою песенку: «Ля-ля-ля!»
Любит петь наш лягушонок,
Учит ноту «ЛЯ» спросонок.
Над второй линейкой «ЛЯ»,
Заняла свои поля.
Нота СИ – находится на третьей линейке. Рисуем сирену на крыше машинки.
Высоко забралась «СИ»,
Сверху громко голосит.
Словно громкая сирена
На машине полисмена.
Дети с удовольствием слушают забавные стишки, а вместе с ними запоминают, где живёт каждая из 7-ми нот. Есть нет возможности самостоятельно сделать карточки, можно купить готовые. Также в продаже есть плакаты с нотами, которые могут помочь ребёнку выучить их названия и место в нотном стане. Музыкальная грамота начинается с изучения нот. Дальше предстоит познакомиться с различными тонкостями и нюансами мира музыки, потому начало должно быть основательным и интересным для юного ученика. Непременно делайте акцент на место нахождения ноты. Этот навык будет просто необходим для чтения нот.
Учим длительности
После того, как ребёнок выучил ноты, необходимо познакомить его с длительностями. Те же самые ноты бывают разными по длине звучания: целая, половинная, четвертная, восьмая. Есть ещё шестнадцатая и тридцать вторая, но в школе, особенно в начальных классах, эти длительности не изучают. Как ребёнку разобраться с этим разделом? Снова прибегаем к помощи карточек. Нарисовав ноты различной длительности, раскладываем их в форме пирамиды: сверху – целая нота, под ней две половинных, под каждой половинной – две четвертных, а под каждой четвертной – две восьмых. С помощью такого наглядного изображения ребёнок видит, как распределяются длительности. Теперь потренируемся. Взрослый называет какую-либо длительность, например, целую ноту, а ребёнок из своего набора карточек выкладывает, сколько четвертных включает в себя целая нота, или сколько восьмых, и так далее.
Чтобы сделать процесс запоминания более увлекательным, играем с ребёнком в разные игры. Например, «Мемори», где необходимо приготовить по 2 одинаковые карточки каждой из длительностей. Карточки перемешиваются и переворачиваются изображением вниз. Задача игрока найти и соединить все пары. В процессе игры малыш не только тренирует зрительную память, но ещё проговаривает и запоминает названия длительностей, и как они выглядят. Ещё одна популярная игра – выложить пирамиду из длительностей на скорость. Можно соревноваться с друзьями, или самостоятельно, с помощью секундомера устанавливать новые рекорды.
Закрепляем изученный материал
Любое изучение необходимо закрепить. В случае с изучением нот для этого отлично подойдут простые песенки, записанные нотами. Есть специальные учебники, по которым можно петь песенки, они нередко сопровождаются красочными иллюстрациями, а сами песни короткие и простые. Можно написать самим незатейливую мелодию или найти в интернете. Есть специальные нотные тетради, разработанные для детишек, изучающих нотную грамоту. Материал разработан и подобран таким образом, что изучаемая грамота будет закреплена на практике несложно, но эффективно. Предложите ребёнку сначала проговорить названия нот, похлопать их длительности, а потом уже пропеть. Малыш увидит, что из набора знаков и крючков, под названием ноты, получается мелодия, и это будет большим вдохновением двигаться дальше, в удивительный и притягательный мир музыки.
- Комментарии