10 национальных игр

1. Обыкновенные жмурки. Россия

Одному из играющих, жмурке, завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Кот, кот, на чём стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмуркадолжен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

2. Пятнашки на санках. (Реги гиппазил). Карелия.

Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везёт другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих. Водящие стремятся догнать любую другую пару играющих и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это только прикосновением руки. Если в паре игрок осален, пара становится водящей. Игра продолжается.

Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за границы площадки, становится водящей, игра продолжается. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была ведущей.

3. Перетягивание. (Баендае наей хъазт). Северная Осетия.

Через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части.

По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из верёвки диаметром 1,5–2 м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперёд, чтобы верёвка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.

Правила игры. Начинать тянуть верёвку следует одновременно по команде «Марш!». Тянуть надо только вперёд за счёт корпуса и ног.

Запрещается опираться руками о землю.

4. Борьба (Хуреш). Тыва.

Все выстраиваются кому как удобно и передвигаются по площадке, исполняя танец орла, а затем кланяются и идут обратно в танце. Затем борцы делятся на две равные группы и усаживаются на видном месте. Борются попарно, выставляя от каждой команды по борцу. По окончании борьбы каждая пара исполняет танец орла (руки разводят в стороны и прыжками с одной стороны на другую продвигаются вперед). Перёд игрой борцы друг другу кланяются в знак уважения и начинают борьбу.

Правила игры. При выполнении последнего приёма выигрывает тот, кто первым коснётся любой части тела, кроме коленей. Каждый игрок имеет право использовать любой приём.

5. Луна или солнце (Уйохпа хэвель). Чувашия.

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему также тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

6. Яблоко (Де-а мэрул). Молдавия.

Играют одновременно до пятнадцати детей.

Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встаёт в центр круга и говорит:

Яблоко, червивое яблоко,

Ветер дует, оно падает.

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадёт, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.

Правила игры. Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один — тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно выводить из игры и того, у кого окажется свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.

7. Катание мяча (Мече дене модмаш). Марий Эл.

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3–5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина её чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадёт, он получает одно очко, не попадёт в ямку, катит следующий по очереди.

Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.

Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

8. Соколиный бой. (Мохсоцол охсупуута). Якутия.

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют её на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадёт, толкнувший выходит из игры.

Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнёра можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

9. Держи за хвост (Гуйрук тутды). Туркмения.

Выбирается водящий — волк. Остальные игроки — овцы. Все играющие образуют круг, в центре которого сидит волк, притворившись спящим. Овцы, двигаясь по кругу, поют какуюлибо песенку и, постепенно сужая круг, стараются дотронуться до волка. Волк неожиданно вскакивает и начинает ловить овец. Пойманная овца становится волком, и игра продолжается.

Правила игры. Волк начинает ловить овец в любой момент, но не раньше первого прикосновения к нему.

10. Колдун (Чаклун). Украина.

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под неё по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.

Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры. Заколдованный игрок остаётся на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Подготовила Зоя Нефёдова

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*