"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Чертополох загадочный и понятный
План-конспект занятия по рисованию для старших дошкольников
Желание показать детям красоту природы в разном её выражении привело к организации занятия, на котором состоялось их творческое знакомство с непохожим на привычные цветы молочным чертополохом. Этот колючий сорняк имеет и другие названия: татарник, бодяк, репей колючий. Его легко узнать по листьям и собранным в корзинки ярко-фиолетовым или малиновым цветам на высоком крепком стебле. Оказалось, что некоторые дошкольники раньше уже видели это растение, но оно их не заинтересовало и даже насторожило. Сыграло свою роль сложившееся устойчивое ассоциативное представление о том, что колючий – это недобрый и даже злой. Учитывая это, мы стремились показать детям чертополох с привлекательной стороны и подвести к выводу о возможности его роста в диких условиях именно благодаря своему особому строению.
Цель: научить передавать образ чертополоха в рисовании.
Обучающие задачи: закреплять навыки передачи в рисунке формы частей предмета и их взаимного расположения, характерных особенностей растения, навыки получения нужного оттенка цвета при смешивании красок, рисования плоскими и круглыми кистями.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие дикорастущего растения, зрительное внимание, память, воображение; совершенствовать навыки рисования разными кистями.
Воспитательные задачи: воспитывать желание оберегать растения в природе.
Демонстрационный материал: фотографии чертополоха, искусственное растение чертополох.
Раздаточный материал: бумага формата А3 для акварели плотностью 200 г/м2; наборы гуаши 12 цветов; палитры; кисти - щетина плоская № 3, белка круглая №№ 2, 3; ёмкости с водой; салфетки.
Ход занятия
1. Представление растения. Предлагаем детям рассмотреть фотографии чертополоха и его рукотворную копию из пластика, выделить и назвать части растения. Загадываем загадки о чертополохе:
Поднялся переполох:
Оттеснил семью ромашек
Великан… (чертополох).
На полянке у тропы
Он стоит открыто.
Крепкий стебель, да шипы –
Вот его защита. (Е. Серова)
Предлагаем дошкольникам послушать строки из стихотворения Р. Новиковой «Чертополох»:
Вдоль канавы у дорожки,
Распускаются цветы,
Небывалой красоты.
Словно рыцари в кольчугах,
Вышли строем друг за другом.
На посту стоят в дозоре,
Меж собой тихонько споря.
На конце стеблей – корзинки,
В них – пурпурные пушинки.
А вот листья сплошь колючи,
Прикоснёшься – ранишь руки.
Предлагаем детям отметить характерные особенности внешнего вида чертополоха и описать его.
2. Подготовка красок и тонирование бумаги для рисования. Предлагаем дошкольникам нарисовать чертополох. Поясняем, что это растение хочет показать себя и свои нарядные цветки, похожие на причёску. Природа создала чертополох таким, что он крепко держится своим длинным корнем за землю и не может передвигаться или путешествовать. Его колючки цепляются за всех, кто проходит или пробегает мимо, и защищают растение. Чертополох растёт на открытом солнечном месте, и даже в очень жаркие дни прекрасно себя чувствует: ведь колючим жёстким листьям не нужно много влаги, чтобы напиться, а малиновые цветки получают её через крепкие толстые стебли.
Предлагаем детям послушать, как об этом говорит И. Мордовина:
Им дарит жизнь могучий сильный ствол.
Чертополох в нас вызывает восхищенье:
Он способ выжить в засуху нашёл.
Дети выкладывают на палитру нужные для тонирования бумаги краски. При затруднении отмечаем, что чертополох будет хорошо виден на светлом фоне, поэтому лучше использовать холодные цвета: белый голубой, малиновый. Подсказываем детям, что тонировать лист для рисунка лучше слева направо плоской кисточкой рваными мазками, как бы вытирая кисточку о бумагу. Показываем, что получить сразу несколько оттенков цвета можно двумя способами: 1) неравномерно смешать краски на палитре, чтобы разные щетинки кисточки задержали разную краску; и затем тонировать бумагу; 2) нанести мазки белой краски сразу на бумагу и добавить в них сверху немного малинового цвета, затем кисточкой мазками распределить эту краску по бумаге.
3. Рисование чертополоха. Уточняем представления детей о расположении частей растения и их форме. Обращаем внимание дошкольников на неровные стебли. Они изгибаются, когда тянутся за солнцем, и под действием ветра. Чтобы легче было передать форму головок растения, показываем на одной из них округлые «щёчки» и зауженный верх. Дети рисуют стебли тёмно-зелёной краской круглой кистью № 3, при изображении головок смешивают зелёный цвет с белым; а листочки на головках растения дорисовывают также тёмно-зелёной краской.
При рисовании колючек чертополоха дошкольники используют круглую кисть № 2 и на стебле выполняют их зелёным цветом. Обращаем внимание детей на то, что множество упорядоченно расположенных более светлых колючек находится также на головке растения, зрительно они воспринимаются как своеобразная светлая сетка. Поэтому дошкольники изображают её кончиком кисти, добавив в зелёную краску белую, и затем белым цветом прорисовывают отдельные колючки.
Показываем детям, что для изображения листа чертополоха сначала нужно нарисовать фигуру в форме огурца, а затем кисточкой сделать по контуру такой фигуры «ёлочку», тонким кончиком кисти нанести прожилки. Яркий цветок чертополоха дети рисуют сверху головки растения малиновой краской с добавлением белой в виде веера или фонтанчика.
В конце занятия вместе с детьми рассматриваем все рисунки и предлагаем поделиться впечатлениями о рисовании чертополоха. Интересуемся, изменилось ли у них отношение к растению. Следует отметить, что чертополох стал более понятным для дошкольников и привлекательным, после рисования они характеризовали его как доброе, красивое и сильное растение.
Валентина Камышникова, педагог
дополнительного образования
ЦРР «Вёшки», г. Москва
- Комментарии