"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Дети спрашивают!
Дети задают нам, взрослым, множество вопросов: «Почему? Как? Зачем? А что будет? Что это? Разве так бывает?». С взрослением детей количество и качество вопросов увеличивается, и это превосходно! Я очень люблю, когда дети мне задают вопросы. Это говорит о заинтересованности детей, об их доверии ко мне, о желании узнавать новое и применять эти знания на личном опыте.
Бывает так, что педагог на данный момент не может дать полный ответ на детский вопрос. К примеру, дети среднего дошкольного возраста играют в игрушку, принесённую из дома. Спор и вопросы возникли тогда, когда они увидели у другого педагога блузку с изображением горностаев. Дети стали сравнивать игрушку и блузку. Стали спорить, и возник вопрос: «Чем отличаются друг от друга ласка, куница, горностай?». Сразу я не скажу, но у нас есть энциклопедии или интернет. Мы идём с детьми на совместные поиски ответа! При этом я, педагог, не стесняюсь своего незнания. Открыли в интернете страницы с картинками этих животных, я им прочитала описание каждого и отличия друг от друга. Были те, кто был доволен своей правотой, те, кто узнал что-то новое и на тот момент важное для них. Дети понимают, что не знать – это не страшно, а узнавать – очень легко и интересно!
Отвечайте на все вопросы детей, даже если они «не по возрасту» или ответ сложен для детского восприятия. Дайте ответ, понятный им и адаптированный к возрасту или в зоне ближайшего развития ребёнка! Не имеет значения возраст ребёнка: если он спрашивает, значит, его это интересует, значит, он хочет владеть этой информацией. Не затягивайте с ответом, новая информация нужна детям здесь и сейчас. Если на данный момент ответа нет, то установите рамки, когда вы готовы будете в полной мере дать ответ.
Пример 1 (подготовительная группа)
Дети линейкой измеряют всё, что им попадается: книги, листочки, игрушки и т.д.Ребёнок: А как понять, сколько сантиметров мне записать, если у меня между 9 и 10 измерение?
Взрослый: Значит, запиши девять с половиной.
Ребёнок: Это как? Есть такое число? Как его записать?
Подхожу к доске и, проговаривая, пишу: девять целых (ставлю запятую) и пять десятых. Объясняю, что 5 от десяти – это половинка. Таким образом, дети понимали, что числа бывают не только целые. Пользовались этими знаниями на занятиях экологии, математики, да и просто были рады тому, что они знают чуточку больше, чем «положено».
Пример 2 (мальчик 3,5 лет)
Ребёнок: Через сколько минут мы пойдём на музыку?»Взрослый: Через десять минут.
Ребёнок: А как это понять по часам?»
Я снимаю со стены часы и показываю отрезок между цифрами и говорю: «Длинная стрелка за этот промежуток проходит 5 минут, если она прошла 5 и ещё 5, то получится 10 минут». Показываю на руках 5 пальцев и ещё 5 пальцев, вместе 10.
Если же ребёнок обращается к взрослому с вопросом, на который он сам может дать ответ, то наша с вами задача – помочь ему дойти до этого разными способами, а не дать полный ответ. Это как прописать алгоритм действий в логике. Конкретной схемы не существует, она зависит от вопроса и путей нахождения ответа. Примерно будет так:
- Разбираем сам вопрос.
- Понимаем, в какой области нам искать ответ.
- Планируем виды деятельности, подбираем материал (на усмотрение ребёнка).
- Обсуждаем с ребёнком все его самостоятельные действия.
- Помогаем в экспериментальной деятельности (пассивно/активно – это зависит от сложности эксперимента).
- Собираем в блокнот все умозаключения ребёнка.
- Делаем выводы и фиксируем их вместе, но не вместо ребёнка.
- Ребёнок теряет интерес и перестаёт обращаться к нам, как к компетентным взрослым.
- Ребёнок сам ищет ответ, иногда не соблюдая правила безопасности.
Что творится в голове у ребёнка тогда, когда взрослые не учитывают его познавательные потребности? Для того чтобы раскрыть эту тему «изнутри», я обратилась за помощью к дочке. Она на протяжении 10 лет слушает мои рабочие записи, задаёт по ним вопросы, комментирует их и даже корректирует. Я у неё спросила: «Что происходит с детьми, когда они чем-то интересуются, а взрослые отмалчиваются в ответ?». Ответ дочки: «Я бы больше ничего спрашивать не стала, а зачем!? Если это не интересует близкого мне человека, то и мне не надо! Как вы, взрослые, любите говорить – «руки опустились».
Получается, что своё бездействие и отсутствие интереса взрослые передают детям, которые находятся рядом с ними. А какими мы хотим видеть наших детей? Ответ очевиден: умными, самостоятельными, трудолюбивыми, творческими, способными принимать решения. Так давайте наши желания реализовывать!
Мы, педагоги и родители, участвуем в познавательном развитии детей не только как наставники, но и как сотрудники. Сотрудничество будет возникать тогда, когда взрослый ориентируется на зону ближайшего развития ребёнка, создаёт пространство для его реализации. Для этого создайте комфортную атмосферу и организуйте образовательное пространство так, чтобы оно «работало» на созидание, логику, воображение, творчество. Но не думайте, что это пространство начнёт «работать» само по себе, т.е. без вашего участия. Если ребёнок не видит вашей поддержки, заинтересованности, то ценности это в себе не несёт. Главное дать понять ребёнку, что все его интересы очень важны для взрослого.
Что получит ребёнок, развернувший самостоятельную активность? А получит он восторг от того, что из обычных предметов он может создать что-то невероятное! Он получит опыт принятия и реализации собственного замысла, а это – основа уверенности в себе и своих силах.
В наше время все стараются оградить детей от забот (детских), дать им всё готовое или не давать им вообще ничего. Вместе с тем лишают детей опыта. Дети будут делать ошибки, и наша задача – хвалить их за это! Ведь опыт – это не только воспоминание, но и основа для новых проб, творчества и исследования. Так давайте поддержим наших детей и наше будущее, сделаем шаг вперёд и начнём развивать самостоятельную познавательную инициативность дошкольников.
Ирина Елисеева, зам. директора
по дошкольному образованию,
ООО «Первая ступень», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии