Детский театр

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Мир детства, внутренний мир ребёнка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умения держать себя в обществе.
Детский театр
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. В работе с детьми применяю креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимально ориентируюсь на творчество детей, на развитие их психофизических ощущений, раскрепощение личности. Все игры, базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.

Данная технология является интегративной, то есть содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий по разделам основной реализуемой программы в ДОУ М.А. Васильевой: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, художественно – эстетическое развитие. Большое количество театрализованных игр и упражнений находят своё применение на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Театрализовано-игровая деятельность стала неотъемлемой частью жизни детского сада, она способствует:

1. Развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятию, воображению, фантазии, мышлению, вниманию, памяти и так далее.), речи (монолог, диалог), творческих способностей ребёнка (умению перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

2. Активному участию детей в театрализованной игре: обыгрыванию стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владению куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый);

3. Обогащению театрального опыта, пополнению знаний детей о театре, его истории, театрах Москвы, Сургута, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Игры-занятия по театрализованной деятельности проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная с младших групп, по рекомендациям музыкального руководителя, воспитателями. Продолжительность каждого занятия: 15–20 минут в младших группах, 20–25 минут — в средних и 25–30 минут — в старших и подготовительных. Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. На занятиях хорошо использовать музыкальное сопровождение.

Для правильной организации учитываются следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

2. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведении игр.

3. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

4. Подготовленность и заинтересованность музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В организации театрально-игровой деятельности педагогам предлагаются следующие этапы деятельности:

1. Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности в группах:
Театр для детей– подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений;
– оформление костюмов и декораций.

2. Театральная азбука:
– рассказ о том, что театр — это особый волшебный мир;
– углубление знаний детей о театре;
– расширение понятий того, что театр — средство познания жизни, школа нравственного и эстетического воспитания;
– формирование интереса к театральному искусству;
– знакомство с региональными театрами;
– активизация самостоятельной театрализованной деятельности.

3. Ритмопластика:
– развитие двигательных способностей детей – ловкость, подвижность;
– развитие умения создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

4. Работа над речью:
– развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции, чёткого произношения согласных в конце слова (на материале скороговорок и стихов);
– пополнять словарный запас;
– учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

5. Воспитание культуры поведения в театре.

6. В ходе работы с детьми:
– активизировать познавательный интерес;
– развивать зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
– развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
– воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
– развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию;
– сочинять этюды сказок.

Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, воздействующих на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и так далее. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не объедниться.

Елена Коновалова, МДОУ ЦРР Д/с «Танюша»
ГП "Фёдоровский", Сургутский р-н, ХМАО-Югра, Тюменской обл.

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*