"Игры и Игрушки" №1-2016
Ребёнок-эгоист: игрушкотерапия
«Я это хочу! Это моё! Я так сказал!» Если вы часто слышите такие фразы от своего ребёнка, в голову невольно закрадётся мысль: «Я воспитываю эгоиста!». Как распознать эгоизм и можно ли бороться с ним игрушками?
Все люди, взрослые и дети, в какой-то степени являются эгоистами, это биологически заложено природой. Чувство заботы о себе, стремление к самосохранению, как раз то, что помогало человеку выживать на протяжении многих веков в процессе эволюции. Но если постоянно развивать в себе зачатки эгоизма, доводить его до крайности, это станет настоящей проблемой для человека и его окружающих. Естественно, родители окружают своих детей любовью и заботой. Но, вот, в какой-то момент, взрослые замечают, что ребёнок совершенно не хочет слушаться, закатывает истерики и ведёт себя так, будто весь мир ему что-то должен. Да он стал эгоистом!
Чаще играйте в положительных персонажей. Пусть ребёнок будет «Суперменом» или «Полицейским», который должен не обижать окружающих, а защищать других детей и следить за порядком. Предложите ему разные ситуации (помочь вам, поделиться чем-то), когда он находится в «образе». Перешагнув через свой эгоизм раз, играя в героя, ребёнку потом легче будет делать это ещё и ещё раз.
Самым чудодейственным лечением от эгоизма является детский сад. Это первый коллектив, в котором малыш осознаёт, что он не один, что воспитатель любит всех одинаково, уделяет внимание каждому, а не только кому-то одному. В детском коллективе каждый малыш быстро становится самостоятельным, потому что в дошкольном учреждении нет понятия «твоё» или «моё», там все игрушки общие, ими нужно делиться и где-то даже уступать! Зато, как приятно играть всем вместе в коллективные игры, как здорово, пригласить друга в игру и поделиться с ним чем-то интересным! Во всём можно найти положительные моменты и суметь грамотно преподнести их для ребёнка, тогда он сам начнёт уделять внимание другим и получать от этого положительные эмоции.
И, наконец, заметив признаки чрезмерного эгоизма в ребёнке, не стоит впадать в панику и бесконечно ругать и упрекать малыша. Нужно спокойно понаблюдать за ним и подумать, какие ошибки допустили в воспитании сами родители. Важно найти верное решение, не травмируя психику ребёнка. Помните, решение проблемы всегда существует! Действуйте аккуратно и систематично, тогда всё получится!
Все люди, взрослые и дети, в какой-то степени являются эгоистами, это биологически заложено природой. Чувство заботы о себе, стремление к самосохранению, как раз то, что помогало человеку выживать на протяжении многих веков в процессе эволюции. Но если постоянно развивать в себе зачатки эгоизма, доводить его до крайности, это станет настоящей проблемой для человека и его окружающих. Естественно, родители окружают своих детей любовью и заботой. Но, вот, в какой-то момент, взрослые замечают, что ребёнок совершенно не хочет слушаться, закатывает истерики и ведёт себя так, будто весь мир ему что-то должен. Да он стал эгоистом!
Почему так случается?
Явные проявления эгоизма начинаются около трёх лет, когда в психике ребёнка формируется самосознание, и маленькая личность начинает осознавать себя самостоятельной единицей, отделившись от мамы. В речи вместо местоимения «мы» появляется местоимение «я». На этом этапе развития ребёнок делает для себя важное открытие – родителем можно манипулировать и, таким образом, добиваться своего! Причём, как правило, ребёнку достаточно просто заплакать, а затем, по нарастающей, как снежный ком. Малыш становится плаксивым, закатывает истерики по любому поводу, не может смириться с невыполнением его желаний. Для родителей рано или поздно потакание своему ребёнку превращается в мучение. Поэтому так важно понимать разницу между проявлением любви к своему ребёнку и понятием «вседозволенность».Профилактика
Крайне важно разговаривать с ребёнком, объяснять ему все последствия, к которым может привести тот или иной поступок. Дело в том, что малышам не свойственно выстраивать причинно-следственную связь. Первым делом нужно учить малыша самостоятельности и заботе о других. Начать лучше всего с игрушек: «Давай поухаживаем за куклой Аней, накормим её и положим в кроватку спать. Ей будет приятно, если мы укроем её одеялом». Затем можно переключиться на комнатные растения: «Нам нужно полить цветочек, протереть влажной тряпочкой листья, осторожно взрыхлить землю. Тогда цветок будет хорошо себя чувствовать, радовать нас цветочками». Или на домашнее животное: «Давай накормим собачку, нальём в мисочку воды, причешем шерсть. Видишь, как собачке приятно. Она благодарит тебя – виляет хвостиком». При достижении положительных результатов и по мере взросления ребёнка, нужно учить его и обиходным делам – это может быть простая помощь по дому, элементарные трудовые поручения (убрать за собой игрушки, вытереть пыль, пропылесосить под присмотром взрослого). Объясните, что ухаживать за другими и приносить людям пользу не просто полезно, но ещё и приятно. Такие действия воспитывают в самосознании ребёнка собственную значимость и не дают повода для развития эгоизма.Начинаем бороться
Если же ребёнок ярко проявляет эгоистические черты, отказывается считаться с другими, пришла пора действий. Первым делом, покупая ребёнку игрушку, нужно взять ещё одну для друга или родственника. Объясните малышу, что новую игрушку хочет не он один. Попросите ребёнка поделиться какой-то своей игрушкой с другом, подарить её. Скорее всего, малыш выберет самую нелюбимую и некрасивую игрушку. А затем, представьте вместе с ним: приятно ли ему самому будет получить в подарок, выбранную вот так игрушку. Чувство стыда – хороший лекарь от эгоизма.Чаще играйте в положительных персонажей. Пусть ребёнок будет «Суперменом» или «Полицейским», который должен не обижать окружающих, а защищать других детей и следить за порядком. Предложите ему разные ситуации (помочь вам, поделиться чем-то), когда он находится в «образе». Перешагнув через свой эгоизм раз, играя в героя, ребёнку потом легче будет делать это ещё и ещё раз.
Самым чудодейственным лечением от эгоизма является детский сад. Это первый коллектив, в котором малыш осознаёт, что он не один, что воспитатель любит всех одинаково, уделяет внимание каждому, а не только кому-то одному. В детском коллективе каждый малыш быстро становится самостоятельным, потому что в дошкольном учреждении нет понятия «твоё» или «моё», там все игрушки общие, ими нужно делиться и где-то даже уступать! Зато, как приятно играть всем вместе в коллективные игры, как здорово, пригласить друга в игру и поделиться с ним чем-то интересным! Во всём можно найти положительные моменты и суметь грамотно преподнести их для ребёнка, тогда он сам начнёт уделять внимание другим и получать от этого положительные эмоции.
И, наконец, заметив признаки чрезмерного эгоизма в ребёнке, не стоит впадать в панику и бесконечно ругать и упрекать малыша. Нужно спокойно понаблюдать за ним и подумать, какие ошибки допустили в воспитании сами родители. Важно найти верное решение, не травмируя психику ребёнка. Помните, решение проблемы всегда существует! Действуйте аккуратно и систематично, тогда всё получится!
Ирина Цыганова, педагог-психолог, мама
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку