"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Дидактическое пособие «Чудо-дерево»
Дидактическое пособие представляет собой макет плоскостного дерева, обтянутого поролоном и тканью, на подставке. С обеих сторон на дерево прикреплены липучки. Для работы с дидактической игрой изготавливаются карточки-пособия на липучках с изображением музыкальных инструментов; листьев разных деревьев; овощей и фруктов; зимующих и перелётных птиц; диких и домашних животных. Для прочности каждая картинка ламинируется.
Цель: всестороннее воспитание и развитие сенсорных способностей детей, логического и образного мышления.
Задачи:
- развивать слуховое внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку;
- развивать чувство цвета, умение соотносить предметы с геометрическими фигурами;
- развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
- обогащать детей впечатлениями, развивать их сенсорные способности;
- закреплять умение детей классифицировать предметы по общему признаку;
- активизировать словарный запас;
- воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе.
Варианты использования дидактической игры
«Инструменты симфонического и народного оркестров»Педагог: Ребята! Посмотрите, какое необычное чудо-дерево. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие-то интересные растут на нём, фрукты это или овощи, понять никак не могу? Что это такое, вы узнаете, если отгадаете загадку: Гармонь, гитара, балалайка. Их общим словом называй-ка! (Музыкальные инструменты.) Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их.
Педагог: Ребята, а вы сможете угадать, о каком инструменте я буду вам говорить?
Три струны, играет звонко, инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка, что же это? (Балалайка.) (Педагог предлагает детям найти изображение инструмента на дереве. Далее дети самостоятельно находят изображение инструмента-отгадки.)
Педагог: В переводе с немецкого это «рог».
С трубою схожа, вам скажет народ.
Духовой инструмент, без сомнений, бесспорно,
А зовется красиво он — это... (Валторна.)
Слушайте следующую загадку:
Деревянные подружки пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит – в ногу всем шагать велит. (Барабан.)
Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко. Затихло все: играет… (Скрипка.)
Этот медный духовой то короче, то длиннее.
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он. Как зовут его?.. (Тромбон)
У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку.
Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян, голосистый мой … (Баян.)
У неё голос звонкий, три струнки тонких,
По ним медиатор гуляет, и звуки извлекает… (Домра.)
Педагог: На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили? (Ответы детей.) Правильно, здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра. Задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр. (Дети выполняют задание.)
«Рассортируй овощи и фрукты»
На столе перед деревом расположены карточки с изображением фруктов и овощей. Педагог просит прикрепить к дереву только то, что растёт на дереве.
Педагог: Как можно назвать это одним словом? (Фрукты.) Прикрепите на одну сторону дерева – фрукты, а на другую – овощи.
«Дикие и домашние животные»
На столе перед деревом расположены карточки с изображением диких и домашних животных. Педагог просит прикрепить к одной стороне дерева только диких животных, к другой – домашних.
«Назови дерево»
Педагог загадывает детям загадки про деревья, а дети находят лист соответствующего дерева и прикрепляют его на пособие.
«Зимующие и перелётные птицы»
На столе перед деревом расположены карточки с изображением зимующих и перелётных птиц. Педагог просит прикрепить к одной стороне дерева только зимующих птиц, к другой – перелётных.
«Подбери картинку по времени года»
Педагог размещает картинку с изображением одного времени года на одну сторону чуда-дерева. Задаёт вопросы. Какое время года изображено на картинке? Назовите первые приметы этого времени. Расскажите о жизни птиц и зверей в это время года. Назовите игры и забавы в это время года.
Дети должны назвать это время года и выбрать из предложенных фрагментов картины то, что соответствует данному сезону, расположив картинки на другой стороне чуда-дерева в определённом порядке. Затем можно предложить детям составить рассказ по полученной картине.
«Сравни разных зверят»
Педагог предлагает детям рассмотреть мишку и мышку.
Педагог: Мишка большой, а мышка… (Маленькая.) Какой еще мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит мишка? (Мёд, малину.) А мышка любит… (Сыр, сухарики.) Лапы у мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и белку, волка и зайца.
«Найди по цвету»
На столе перед деревом расположены карточки овощей и фруктов разного цвета. Педагог просит прикрепить к дереву карточки одного цвета (только красные, жёлтые или зелёные). Для детей младшего дошкольного возраста можно прикрепить на дерево образец с цветом и попросить ребёнка найти и прикрепить карточки такого же цвета.
«Найди звук»
На столе перед деревом расположены карточки с изображением различных предметов. Педагог просит прикрепить к дереву только те картинки, в названии которых есть звук «А». Или прикрепить на дерево карточку с буквой и просить ребёнка найти ту картинку, в названии которых есть такой звук. Также можно разделить: на одной стороне картинки, начинающиеся с этого звука, а на другой – картинки, где звук находится в середине или в конце.
«Весёлая математика»
С помощью дидактической игры «Чудо-дерево» можно учиться решать задачи. Например: «На дереве сидело три птички, к ним прилетела ещё одна. Сколько птичек на дереве?» (Прикрепить на дерево сначала три птички, затем ещё одну.) Так же можно попросить ребёнка придумать с помощью карточек свою задачу как на сложение, так и на вычитание.
Ольга Гарифулина, музыкальный руководитель
МБДОУ № 5 Кемеровская область, г.Прокопьевск
Рекомендуем почитать
- Комментарии