"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Её величество Игра
Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой — дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. Могут применяться на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях от раннего дошкольного возраста до старшей подготовительной группы, в зависимости от уровня сложности предлагаемых заданий.
С помощью игровых средств создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к образовательному процессу. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
На сегодняшний день методов игрового воздействия известно достаточно много, но специфика работы сельского детского сада заставляет делать акцент на создании авторских самодельных игровых пособий. В своей работе я успешно использую собственноручно сделанные игровые пособия по разным направлениям работы: развитие речевого дыхания, уточнение и формирование пространственно-временных представлений, коррекция произносительной и лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, фонематического восприятия и обучение грамоте.
Многофункциональное сенсомоторное панно «Чудо-дерево» представляет собой деревянный каркас в форме дерева, обтянутый тканью. Имеет съёмные, наполненные разнофактурным набивным материалом объёмные детали в виде фруктов, овощей, цветов, насекомых. Все детали крепятся на пуговицы разных размеров. Панно выполнено вручную в технике вязания крючком.
Цель: данная методика применяется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, а также на логопедических занятиях при формировании таких понятий, как «величина», «форма», «цвет», «пространственные направления» и для уточнения значений конкретных и пространственных предлогов. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой.
Возраст: средний и старший дошкольный, если используется для коррекции и развития пространственных представлений и уточнения значения предлогов. Младший дошкольный возраст, если используется для сенсомоторного развития.
Многофункциональное сенсомоторное панно «В гостях у Смешариков» выполнено в технике вязания крючком в виде объёмных забавных мультгероев «Кроша», «Нюши» и «Ёжика». Панно имеет рабочий каркас «поляна», обтянутый зелёной тканью. Фигурки зверей крепятся к панно с помощью липучек.
Цель: применяется при работе над уточнением значения конкретных и пространственных предлогов.
Возраст: старший дошкольный и подготовительная группа.
Мнемотехнические символы для создания моделей артикуляции звуков «Маски» представлены в форме красочных ярких сенсорно-графических схем в виде крупных масок сказочных героев, имеющих прорези вместо органов артикуляции.
Цель: данные сенсорно-графические схемы применяются на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения, при объяснении правильного положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. А также, широко используются при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Варианты игры изменяются в зависимости от цели занятия.
Возраст: дошкольный.
Многофункциональное модульное пособие «Избушка-раскладушка» состоит из модульных каркасов — стен и крыши, обтянутых разноцветной тканью и соединённых между собой змейками, шнурками, крючками и липучками. Домик имеет 16 рабочих поверхностей (8 — внутренние и внешние стены, 8 — внешние и внутренние крыши). Внешние 4 стены соответствуют временам года и имеют карманы с различными дидактическими карточками с клеящимися поверхностями. Внутренние 4 стены в оформлении соответствуют следующей тематике: грамота, развитие математических представлений, сенсорики, и звукопроизносительных навыков. Все рабочие поверхности крыши оформлены с целью развития мелкой моторики (шнуровка, плетение кос, змейки, кнопки, пуговицы, липучки).
Цель: используется в основном при формировании и уточнении пространственно-временных представлений, развитии лексико-грамматической стороны речи, при коррекции звукопроизношения.
Возраст: в зависимости от цели образовательной деятельности.
Пособие для развития речевого дыхания из подручного материала «Волшебный звездопад» выполнено из двух половинок пластиковых бутылок, соединённых между собой функциональной швейной застёжкой-молнией. Поверхность пособия украшена звёздами из голографической фольги. Внутри — наполнитель из пенопластовых шариков маленького диаметра. Имеет четыре отверстия с коктейльными трубочками, по числу детей, использующих данное пособие. Число детей в зависимости от поставленной задачи логопеда варьируется от одного до четырёх. Наполнитель и оформление пособия можно заменять в зависимости от тематики и цели логопедического занятия. Пособие может быть использовано как выносной материал на прогулку.
Цель: в зависимости от инструкций логопеда и поставленной задачи пособие может быть применено для развития сильного непрерывного выдоха, сильного плавного выдоха, длительного непрерывного ротового выдоха, сильного плавного и продолжительного выдоха, сильного целенаправленного выдоха, развития губных мышц и т. д.
Возраст: дошкольный, младший дошкольный.
Ольга Голубева, учитель-логопед МАДОУ комбинированного
вида «Детский сад», с. Песь, Новгородская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии