"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Формируем грамотную речь
Фантазёры
Цель: развивать мышление, память, воображение; закреплять умение составлять рассказ по картинке; активизировать использование монологической и диалогической речи.Ход игры
Первый вариант. Игра состоит из набора фоновых картинок (луг, цирк, замок, двор и прочее) и набора персонажей (плоскостных или объёмных). Ребёнку предлагается выбрать картинку и персонажей (одного или нескольких) к ней и составить рассказ.
Второй вариант. Педагог сам выбирает картинку, а ребёнок — персонажей (или наоборот), и ребёнок так же составляет рассказ.
Паровоз
Цель: совершенствовать навык анализа предложений, закреплять умение составлять схему предложения, развивать связную речь.Ход игры
Первый вариант. Игра состоит из карточек-вагончиков: локомотив — это первое слово в предложении, которое пишется с большой буквы; большие вагоны — «большие» слова (слова-предметы, слова-действия и слова-определения); маленькие вагончики — «маленькие» слова (предлоги). Ребёнок составляет предложение, например: Маша пошла в лес. Далее он выкладывает схему этого предложения: Маша — локомотив, пошла — большой вагончик, в — маленький вагончик, лес — большой вагончик.
Второй вариант. Ребёнку предлагается готовая схема, по которой нужно составить предложение.
День — ночь
Ребёнку трудно усвоить правильное согласование всех входящих в состав предложения слов, поэтому для облегчения этой задачи работу с ним лучше начать с отдельных словосочетаний, состоящих не более, чем из двух слов.Цель: развивать память, усваивать согласование прилагательных с существительным в падеже, закреплять освоение грамматических форм речи.
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед ребёнком картинки. Ребёнок переворачивает и выкладывает их на чёрную сторону выдвижной доски (ночь) в соответствии с услышанным текстом.
Ночь настала, сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
Спелая шишка, серая мышка,
Скользкая лягушка, звонкая кукушка,
На болоте камыши и у речки шалаши.
Далее ребёнок добавляет за воспитателем только существительные, и перекладывает, переворачивая, картинки на белую сторону доски (день).
День пришёл, сразу всех нашёл:
Белую …, смелую …,
Спелую …, серую …,
Скользкую …, звонкую …,
На болоте … и у речки …
Затем ребёнок самостоятельно проговаривает словосочетания, которые запомнил.
Ночь настала, и опять не стало…
И, наконец, по памяти, без опоры на картинки, ребёнок восстанавливает последовательность словосочетаний. День придёт, красоту вернёт…
Цепочка
Эта игра предназначена для детей с нарушением речи, с её помощью малыши смогут закрепить произношение звуков, развить фонематический слух, а также освоить звукобуквенный анализ слова.Цель: развивать связную речь, мышление, память, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение.
Ход игры
Вариант 1. Разложить на столе несколько карточек, предложить детям запомнить картинки, отвернуться и назвать их.
Вариант 2. Предложить детям составить предложение по выбранным картинкам.
Вариант 3. Разложить на столе несколько карточек, предложить детям запомнить картинки, отвернуться. Педагог меняет карточки местами или убирает 1-2. Ребёнок отвечает, что изменилось или чего не стало.
Вариант 4. Предложить детям собрать цепочку из картинок с заданным звуком.
Наталья Ситникова — заведующая
Марина Хахалкина, Руфина Карагужева — педагоги
МБДОУ «Детский сад №9», г. Кунгур, Пермский край
Рекомендуем почитать
- Комментарии