Игрушкапоиск
Хит-парад игрушек
Интернет-магазин

Игра в дошкольном возрасте

У современных детей недостаточно удовлетворена потребность в игре. Родители должны помнить, что если ребёнок не доиграл, это может приводить в школьном возрасте к недоразвитию высших психических функций, к неорганизованности, к снижению уровня произвольности. Недоразвитие игры влияет на коммуникативную сферу ребёнка, а именно: трудности в общении со сверстниками, в понимании партнёра и пр.

Игра ребёнка дошкольного возраста выполняет жизненную роль. Но она постепенно вытесняется из мира дошкольного детства и воспринимается многими родителями как бесполезный досуг. Снижается уровень её развития, доминируют примитивные формы игры, преобладают манипулятивные действия, что препятствует превращению игры в ведущую деятельность.
Игра в дошкольном возрасте
Игру нельзя подменять игровыми приёмами, технологиями, методиками. Главное в игре — это взаимоотношения и управление действиями. Это влияет на развитие мотивационной сферы ребёнка, человеческих отношений, а, следовательно, на развитие личности.

Исследователи указывают следующие причины депривации детской игры:

  • Взрослые, родители, политики недопонимают важность игры в детском возрасте, зачастую игра противопоставляется занятиям и труду.
  • Сокращается безопасное пространство игры. Дети много времени находятся под контролем взрослых, из-за этого лишены свободы и почти не играют во дворе. Это приводит к нарушению игрового и предметного пространства.
  • Игре препятствуют современные игрушки. В большинстве случаев это игры и игрушки для взрослых, с целью развлечения и привлечения внимания.
  • В воспитательно-образовательном процессе доминируют занятия как дидактическая форма учебной деятельности. Умственное воспитание очень важно, а его результаты всегда очевидны. В игре же результаты не очевидны и последствия всегда отсрочены. Поэтому многими родителями игра воспринимается как бесполезное времяпрепровождение для ребёнка.
  • Деятельность детей имеет жёсткое программное время деятельности. У современных детей мало времени для игры, которая в большинстве случаев замещается учебными занятиями. Подготовка ребёнка к школе остаётся основным социальным заказом со стороны родителей.
  • Растёт технологизация детской игры: компьютерные игры, мультфильмы и пр. Эта деятельность пассивна, она тормозит развитие ребёнка, формирует зависимость от постоянного притока внешней сенсорной стимуляции.
  • Непонимание сущности игры. Отсутствие этого препятствует реализации прав ребёнка на игру.

Главная роль в инициировании игры принадлежит взрослому, педагогу. Игра — ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, основная форма его жизнедеятельности. Это мир фантазии, воображения, творчества, где ребёнок чувствует себя естественно. Жизнь взрослого человека реальна, поэтому в умении притворяться, брать на себя игровые роли, действовать в воображаемом плане он испытывает трудности. Не каждый взрослый умеет это делать, включаться в воображаемый мир ребёнка, ему легче управлять действиями — «ты будешь тем-то, а ты тем-то».

Игровая деятельность должна приносить ребёнку удовольствие и эмоциональный подъём. При этом источником удовольствия является не результат, не оценка взрослого, а сам процесс игры.

Если главный мотив в игре — достижение цели, то у ребёнка формируется мотивация достижения, что может приводить к искажению его личности, появлению комплексов.

В подлинной настоящей игре ребёнок избавлен от этого. Главное — это радость от удовольствия в игре, которая при этом лишена оценки со стороны взрослого. Директивное руководство со стороны взрослого к игре отнести нельзя. Если взрослый всё время руководит, то ребёнок не может почувствовать себя в игре, в партнёрских взаимоотношениях. Ведь игра — это время и место эмоциональной насыщенности, свободной спонтанной деятельности.

Одна из основных характеристик игры — её спонтанность и непредсказуемость. Игра не должна подчиняться строгой программе, строиться по заранее заготовленному сценарию, который лишает игру сути. Это всегда импровизация, сюрприз.

В игре ребёнок добровольно берёт на себя роль, в результате чего формируется умение перевоплощаться, удерживать ролевую позицию на протяжении всей игры. Так формируются истоки произвольности и волевого поведения ребёнка.

Игровая деятельность есть отражение мира социальных отношений взрослых. Игровая роль вызывает у ребёнка соответствующий образ и представление о последовательности действий. Сегодня пришли другие источники — мультфильмы, компьютерные игры, интернет, которые дают ребёнку содержание для игры. У современных детей настоящая сюжетно-ролевая игра встречается редко. Инициировать её, эмоционально заразить, вовлечь в совместную деятельность должен взрослый, педагог.

Основные условия для возникновения игры у ребёнка дошкольного возраста следующие:

— организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
— спонтанность возникновения игры;
— эмоциональная насыщенность детской жизни;
— активная позиция взрослого, который вдохновляет ребёнка, участвует в игре, создаёт и изучает условия для игры;
— удовлетворение главного права ребёнка — права на игру.

Ирина Слепцова, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры адаптивного образования
Академии Социального управления

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*