"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2013
Игра в дошкольном возрасте
Игра ребёнка дошкольного возраста выполняет жизненную роль. Но она постепенно вытесняется из мира дошкольного детства и воспринимается многими родителями как бесполезный досуг. Снижается уровень её развития, доминируют примитивные формы игры, преобладают манипулятивные действия, что препятствует превращению игры в ведущую деятельность.
Игру нельзя подменять игровыми приёмами, технологиями, методиками. Главное в игре — это взаимоотношения и управление действиями. Это влияет на развитие мотивационной сферы ребёнка, человеческих отношений, а, следовательно, на развитие личности.
Исследователи указывают следующие причины депривации детской игры:
- Взрослые, родители, политики недопонимают важность игры в детском возрасте, зачастую игра противопоставляется занятиям и труду.
- Сокращается безопасное пространство игры. Дети много времени находятся под контролем взрослых, из-за этого лишены свободы и почти не играют во дворе. Это приводит к нарушению игрового и предметного пространства.
- Игре препятствуют современные игрушки. В большинстве случаев это игры и игрушки для взрослых, с целью развлечения и привлечения внимания.
- В воспитательно-образовательном процессе доминируют занятия как дидактическая форма учебной деятельности. Умственное воспитание очень важно, а его результаты всегда очевидны. В игре же результаты не очевидны и последствия всегда отсрочены. Поэтому многими родителями игра воспринимается как бесполезное времяпрепровождение для ребёнка.
- Деятельность детей имеет жёсткое программное время деятельности. У современных детей мало времени для игры, которая в большинстве случаев замещается учебными занятиями. Подготовка ребёнка к школе остаётся основным социальным заказом со стороны родителей.
- Растёт технологизация детской игры: компьютерные игры, мультфильмы и пр. Эта деятельность пассивна, она тормозит развитие ребёнка, формирует зависимость от постоянного притока внешней сенсорной стимуляции.
- Непонимание сущности игры. Отсутствие этого препятствует реализации прав ребёнка на игру.
Игровая деятельность должна приносить ребёнку удовольствие и эмоциональный подъём. При этом источником удовольствия является не результат, не оценка взрослого, а сам процесс игры. Если главный мотив в игре — достижение цели, то у ребёнка формируется мотивация достижения, что может приводить к искажению его личности, появлению комплексов.
В подлинной настоящей игре ребёнок избавлен от этого. Главное — это радость от удовольствия в игре, которая при этом лишена оценки со стороны взрослого. Директивное руководство со стороны взрослого к игре отнести нельзя. Если взрослый всё время руководит, то ребёнок не может почувствовать себя в игре, в партнёрских взаимоотношениях. Ведь игра — это время и место эмоциональной насыщенности, свободной спонтанной деятельности.
Одна из основных характеристик игры — её спонтанность и непредсказуемость. Игра не должна подчиняться строгой программе, строиться по заранее заготовленному сценарию, который лишает игру сути. Это всегда импровизация, сюрприз.
В игре ребёнок добровольно берёт на себя роль, в результате чего формируется умение перевоплощаться, удерживать ролевую позицию на протяжении всей игры. Так формируются истоки произвольности и волевого поведения ребёнка.
Игровая деятельность есть отражение мира социальных отношений взрослых. Игровая роль вызывает у ребёнка соответствующий образ и представление о последовательности действий. Сегодня пришли другие источники — мультфильмы, компьютерные игры, интернет, которые дают ребёнку содержание для игры. У современных детей настоящая сюжетно-ролевая игра встречается редко. Инициировать её, эмоционально заразить, вовлечь в совместную деятельность должен взрослый, педагог.
Основные условия для возникновения игры у ребёнка дошкольного возраста следующие:
- организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
- спонтанность возникновения игры;
- эмоциональная насыщенность детской жизни;
- активная позиция взрослого, который вдохновляет ребёнка, участвует в игре, создаёт и изучает условия для игры;
- удовлетворение главного права ребёнка — права на игру.
Ирина Слепцова, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры адаптивного образования
Академии Социального управления
Рекомендуем почитать
- Комментарии