"Игры и Игрушки" №2-2021
Как научить ребёнка справляться с поражением?
Согласитесь, если немного абстрагироваться и посмотреть на любые соревнования и игры со стороны, то разве имеет значение, проиграл ты или выиграл? В большинстве случаев нет, потому что сам процесс жизни в этот период, предпринимаемые действия, взаимодействие с другими участниками и самим собой, приобретаемый опыт и навыки — именно это является огромным и ценным подарком. При этом горечь от проигрыша возникает в связи с ассоциативной цепочкой: если я проиграл – значит, я плохой, неудачливый, плохо старался. Можно быть заботливым, но совершенно не спортивным или самым быстрым, но не сообразительным. Как правило, в момент проигрыша никто не видит внутреннюю сущность человека, а судят по отдельным поступкам, каким-то неудачно сложившимся ситуациям.
Игра или соревнование – это только малая часть жизни человека, в которой он не проявляется полностью, а задействуются лишь актуальные для этой деятельности способности. Некоторые психологи утверждают, что одним из самых главных страхов детей семи лет выступает страх проигрыша. Чем сильнее этот страх, тем выше риск ситуации, когда ребёнок примет решение: избегать участия в любой деятельности, где он может потерпеть поражение, вследствие чего и в последующем (во взрослой жизни) может бояться брать на себя ответственность и избегать предпринимать какие-либо действия.
В связи с этим, ребёнок должен осознать некоторые моменты. Во-первых, любое состязание – это часть жизни, благодаря, которой мы развиваемся, учимся новому, познаём себя и мир. Во-вторых, выигрывать и проигрывать – безопасно. Никто не будет осуждать проигравшего. Если ребёнок столкнулся с проигрышем, важно помочь ему прочувствовать своё состояние. Примером тому может быть потеря любимой вещи, мы ощущаем те же чувства, но понимаем, что должны смириться с утратой и идти дальше. Так и с проигрышем, важно предоставить ребёнку возможность столкнуться со всеми чувствами, сопровождающими ситуацию: горе, печаль, гнев, апатию и другие. Для этого, достаточно спросить малыша, что он чувствует и дать возможность выговориться или отреагировать на эти чувства: поплакать (печаль), побить подушку (гнев) или покричать (злость). Обязательно отметив, что с ним всё в полном порядке и его чувства важны и в данной ситуации можно их выплеснуть.
Кроме того, в качестве профилактики и знакомства ребёнка с проигрышем можно использовать несколько игровых методов:
- Придумать и рассказать сказку по сюжету, в котором главный герой сталкивается с поражением. Отметить, что, несмотря на это, он остался самим собой, его ценность для родных, близких и окружающего мира совершенно не изменилась.
- Используя пластилин разыграть сюжет соревнований. Один из персонажей конечно может проиграть, но в следствии этого с ним происходит трансформация. То есть можно наглядно вылепить чувства персонажа, показав, что он «раздавлен» и «смят» в прямом смысле этого слова. После этого акцентируйте внимание на том, чему научился персонаж благодаря участию в соревнованиях и проигрышу – из ранее вылепленных чувств можно слепить приобретённые навыки и умения.
Таким образом, используя простые доступные способы и знания основ психологии, можно помочь маленькому человечку лучше адаптироваться в этом мире и научиться проигрывать.
Наталья Рогова, психолог по детско-
родительским отношениям, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии