"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Игра в жизни ребёнка
Родительское собрание в младшей группе о взаимосвязи игры и духовно-нравственного воспитания
Воспитатель: Добрый вечер! Спасибо, что смогли найти время и прийти на эту встречу. Адаптация детей к саду прошла спокойно и успешно. Есть ли у вас вопросы и замечания по этой теме? (Беседа по вопросам родителей.)
Воспитатель: Нередко мы слышим такие вопросы. Почему мой ребёнок играет один? Почему он ни с кем не играет, не дружит? Это нормально? Поэтому сегодня на собрании мы решили поговорить с вами об игре. Игра служит средством передачи культурных приобретений из рода в род. Игра подготавливает детей к труду. В игре ребята отображают то, что видят вокруг.
Если вы хотите узнать, как проходит день в саду, предложите ребёнку поиграть в садик. «Воспитателем» будет ребёнок. Пусть «воспитатель» проведёт занятие, покормит, уложит спать. Попробуйте баловаться, драться, и узнаете, как наказывают за шалости в саду.
Воспитатель: Ребёнок, конечно же, просит: поиграй со мной. Но часто родители неправильно начинают руководить игрой. Рассмотрим самые частотные ошибки.
- Родители вообще не интересуются игрой своих детей. Дети играют как хотят и когда хотят, сами выбирают игрушки. И страдают от невнимания.
- Родители всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают. Постоянно дают игровые задачи и сами же их быстро решают: ты не так делаешь, смотри как надо; дай я за тебя вырежу, видишь, как хорошо получилось. Так у детей развивается страх перед неудачей и неуверенность в своих силах.
- Обращают внимание исключительно на игрушки. Родители не стремятся создать единый сюжет, объединить и разнообразить игру ребёнка различными действиями и творчеством. В этом случае дети играют без интереса, в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем портят и ломают игрушки и требуют новые.
Воспитатель: Нередко вы спрашиваете, что нормально или не нормально для возраста ваших деток. У игры, как и у любого другого процесса, в жизни ребёнка есть несколько этапов. Детская игра проходит несколько стадий развития. Важно знать их, чтобы понимать, как именно сейчас нужно играть с ребёнком.
Первая стадия – комнатная игра, время игрушки. Ребёнок играет один, редко предпочитает 1-2 товарищей. Любит играть своими игрушками, неохотно чужими. Развиваются личные способности ребёнка. Не надо бояться, что ребёнок вырастет эгоистом. Не надо навязывать ребёнку компаньона в игре, это только разрушит игровое настроение, вызовет агрессию и нервозность. Психологи и педагоги утверждают, чем лучше ребёнок играет в одиночку в младенчестве, тем лучшим товарищем он будет в дальнейшем. Надо дать ребёнку возможность наиграться в одиночестве, но следить, чтобы первая стадия игры вовремя перешла во вторую.
Воспитатель: Вторая стадия развивается в 5-6 лет – это групповая игра. У кого-то она наступает раньше, у кого-то чуть позже. Этот переход обычно начинается с повышения интереса к подвижным играм на свежем воздухе. Ребёнок становится членом детского общества.
Третья стадия – 11-12 лет, ребёнок член делового, учебного коллектива. Игра становится спортивной, связанной физкультурными целями и правилами, преобладают понятия коллективного интереса и дисциплины.
Воспитатель: Мы проследили с вами сами этапы развития игровой деятельности ребёнка: когда он должен играть один и на своё усмотрение, а когда уже в коллективе и по правилам. Теперь давайте обсудим, как он должен играть. В первой стадии центр игры – игрушка. Главное, чтобы ребёнок играм, сочинял, строил, доводил свою деятельность до конца, хранил и берёг игрушки, поддерживал порядок в игрушечном царстве, с помощью родителей ремонтировал игрушки. Если игра пошла слишком просто или зашла в тупик, родители должны подсказать, задать интересный вопрос, привнести какой-либо материал или на время включиться в игру с ребёнком.
Воспитатель: Во второй стадии от родителей требуется внимание. Вы должны знать, с кем играют ваши дети во дворе, чем они увлекаются, что плохого/хорошего в их играх. Зачастую внимание одной матери или отца изменяет к лучшему жизнь целой группы детей. В этот период дети часто сорятся, дерутся и жалуются друг на друга. Будет ошибкой немедленно принимать сторону своего ребёнка и ввязываться в уже взрослую ссору с родителями обидчика. Спокойно расспросите обо всём ребёнка, попытайтесь представить всю картину. Возможно, и ваш ребёнок погорячился. Попытайтесь помирить детей.
Воспитатель: На третьей стадии руководство игрой не находится в руках родителей, оно предано школьной или спортивной организации. Но родители имеют большие возможности влиять на характер ребёнка. Увлечение спортом не должно принимать всепоглощающий характер, ребёнку нужно указывать и на другие стороны деятельности. Нужно вызывать гордость не только своими личными успехами, но и успехами команды. Умирять хвастливость, воспитывать уважение к противнику. Спокойное отношение к удачам и неудачам.
Воспитатель: В дошкольном детстве очень важно дать ребёнку наиграться. И всё развитие малыша должно складываться в игре и через игру. Игра побуждает ребёнка к действию. У нас в группе уделяется внимание всем видам игр: проводятся пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, музыкальные, театрализованные и игры драматизации. Мы учимся описательному рассказу по игрушке. (Привести пример обучения описанию игрушки. Видеозапись «Дети драматизируют русские народные сказки».)
Воспитатель: Как вам, дорогие родители, узнать больше об игровых пожеланиях детей? Используйте методику «Незаконченное предложение». Предложите детям завершить следующие предложения. «Моя любимая игра – это…», «Дома я люблю играть в/с…», «С папай мы играем в…», «С мамой мы любим играть в…». Помните, что игра и игрушки – это не просто предмет и действие, это истоки характера, мировоззрения, приобщение к общей русской народной игровой культуре.
Ольга Байденко, воспитатель,
Валентина Харламова, воспитатель,
МБДОУ Д/с №6, г.о. Балашиха
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии