Игры для детей, страдающих агрессией, имеющих ЗПР

Подборка игр, помогающих снять излишнюю агрессию, стабилизировать эмоциональное состояние детей с ЗПР.
Два барана

«Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребёнку возможность «легальным» образом выплеснуть гнев; снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение; направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не двигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». (Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.)

«Тух-тиби-дух»

Цель: снять негативные настроения, восстановить силы.

Воспитатель делится с ребятами секретным словом против плохого настроения. Дети ходят по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только кому-либо захочется поговорить, нужно остановиться напротив одного из участников, посмотреть ему в глаза и трижды сердито-сердито произнести волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжить ходить по комнате. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Попроси игрушку»

Цель: научить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш. Другой участник должен попросить этот предмет. Воспитатель говорит обладателю вещи: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет просить эту вещь. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Второй участник, подбирая нужные слова, должен убедить друга отдать игрушку. Затем участники меняются ролями.
Зайчики

«Зайчики»

Цель: дать детям возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Воспитатель просит детей представить себя весёлыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, взрослый говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твёрдые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряжённо стучат!»

«Я вижу…»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребёнком, развивать память и внимание ребёнка.

Дети, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…». Называть один и тот же предмет дважды нельзя.

«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Воспитатель делит детей на пары, ставит на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Дети должны поднять руки на высоту плеч и опереться ладонями о ладони своего партнёра. По сигналу нужно начать толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если один игрок сдвинулся, необходимо вернуться в исходное положение. Игра прекращается по сигналу ведущего. (Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнёра только левой рукой; толкаться спиной к спине.)

«Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми; предоставить возможность побыть на месте обиженного.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел её больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы игра не переросла в конфликт.
Рубка дров

«Рубка дров»

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «выплеснуть» её во время игры.

Воспитатель задаёт вопрос: «Кто из вас хоть раз видел, как рубят дрова? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги?». Воспитатель просит детей встать так, чтобы вокруг каждого осталось немного свободного места. Дети имитируют рубку дров: ставят кусок бревна на пень, поднимают топор над головой и с силой опускают его, произнося «Ха!».

«Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Дети делятся на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова оказалась рядом с головой партнёра. Взрослый кладёт мяч точно между головами игроков. Теперь им нужно поднять мяч и встать самим. Дети могут касаться мяча только головами.

«Бумажные мячики»

Цель: дать детям выплеснуть агрессию, гнев, снизить беспокойство и напряжение.

Перед началом игры каждый ребёнок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился мячик. Дети делятся на две команды, каждая выстраивается в линию так, чтобы расстояние между командами было примерно 4 метра. По команде взрослого дети начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. По команде взрослого «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу.

«Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Дети становятся в одну линию, держась руками за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывает в двух ролях.

«Маленькое привидение»

Цель: научить детей выплескивать в приемлемой форме накопившийся гнев.

Воспитатель предлагает поиграть в добрых привидений. По хлопку воспитателя дети делают руками движение (приподнимают согнутые в локтях руки, пальцы растопыривают) и произносят звук «У». Если взрослый тихо хлопает, дети тихо произносят «У», Петушки-драчуныесли хлопок громкий, то и дети говорят громко.

«Петушки-драчуны»

Цель: корректировать агрессивное поведение детей.

Участие принимают дети, которым захотелось потолкаться, остальные – зрители. Воспитатель обрисовывает ситуацию: поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и, подпрыгивая, стараются ударить соперника движением плеч вперёд. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружающие «петушков», смеялись.

После игры проводится беседа по вопросам. Как со стороны выглядела драка петушков? За что поссорились петушки? Можно ли было избежать ссоры и драки? Хорошо ли тому, кого бьют? Что чувствует более сильный? Как помириться петушкам? Какой вред приносит драка?

Любовь Ичетовкина, учитель-дефектолог ДСКВ МБОУ №70, г.Братск

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*