"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Игры нашего детства
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для «врастания» личности в мир искусства, прежде всего через народное творчество, так как оно наиболее соразмеримо и доступно ребёнку по простоте, ясности и искренности. Самые яркие, эмоционально окрашенные впечатления ребёнок-дошкольник получает через игру. Дети всегда и везде играли и через игру познавали окружающий мир. Народные игры, в том числе и детские – это отражение образа семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщение к наследию национальных традиций, обычаев известной местности.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней. Из глубокой старины передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Сменялись эпохи, государства, а игры продолжали жить. Именно поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения предпринял попытку возрождения народных игр Вологодской области и активного их использования в воспитательно-образовательном процессе, определив одну из основных задач – приобщение детей к истокам их национальной культуры.
Народные игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников: в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей, на прогулках, при проведении праздников, развлечений в детском саду и семье.
Преимущество народных игр в том, что они не требуют специального игрового оборудования, оно берётся из повседневной жизни. Совместные игры с близкими взрослыми – огромная радость для ребёнка.
Игра «Чижик» (Сямженский район)
По дубочку постучишь (дети сидят, чиж летает),
Вылетает серый чиж,
У него, у чижика (стучит носком ноги, дети хлопают)
Хохолочек рыженький
Чижик по полю летал,
Правой ножкой все кивал (все встают в пары).
Кив, кив, не кивай,
Себе пару выбирай.
Кому не хватает пары, тот чиж.
Игра «Решето» (Вологодская область)
Все игроки, кроме водящего, становятся цепочкой. Впереди – бабушка.
Покупатель (водящий подходит к бабушке): Бабушка, бабушка, продай решето!
Бабушка: А оно не продажно!
Покупатель (обходит детей и разглядывает их, снова идёт к бабушке и просит): Бабушка, бабушка, продай решето!
Бабушка: Возьми сзади!
Водящий хлопает её по руке и бежит в конец цепочки, догоняя последнего ребёнка.
Тот убегает с другой стороны и старается встать перед бабушкой. Если его догнали, он становится покупателем, а покупатель – бабушкой.
Игра в скороговорки (Великоустюгский район)
А ну, кто хорошо управляется со своим языком?
Как на горке, на пригорке
Стоят 22 Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Счёт идёт на одном дыхании, нужно не сбиться, иначе всё сначала.
Игра «Пирог»
Дети делятся на 2 группы и становятся напротив друг друга. Между ними садится участник, изображающий пирог.
Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мякошенький,
Режь да ешь!
После этих слов к пирогу бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первым коснётся «пирога», уводит его в свою группу. А неудачник становится пирогом. Выигрывает группа, набравшая больше пирогов.
Игра «Утушкой играть»
Дети делятся на две группы. Одни образуют круг, другие, ухватив друг друга за подол, образуют цепочку: первый в цепочке «утица», остальные – «утята». Они бегают «змейкой» под поднятыми руками стоявших в кругу, пока звучит песня. С окончанием песни «воротца» захлопываются (руки опускаются вниз). Утята не успевшие выбежать, остаются в кругу. Так повторяется, пока «утица» не останется одна. В Вашкинском районе использовалась следующая песенка для этой игры:
Утица шла,
Меховая шла,
По каменью,
По – за ламенью.
Сама прошла,
Детей провела,
Самого лучшего ребёночка
Оставила.
Игра «Огарыш» (Череповецкий район)
Дети друг другу передают «лучину» (свечка) и поют:
Жил-был Огарыш
Жил да не дожил,
Ножки съёжил,
Душа коротенька.
У кого потухнет,
У кого погаснет,
Тому чижиком ходить
Да и пить подавать,
И плясать вызывать.
На ком остановится песенка, тот выполняет задание ведущего (например: спеть частушку, пройтись лисичкой).
Игра «Долгая Арина» (Череповецкий район)
Водящего выбирают считалкой:
Соломинка-ярёминка,
Прела-горела, за море летела,
Кострок-мострок,
Родион, выйди вон!
Считалкой выбирают водящего (Арину). Ему завязывают глаза платком. Водящий встаёт в центр круга. Дети идут по кругу и поют:
Долгая Арина,
Встань выше овина,
Рученьки свои сложи,
Чье имя укажи.
Хожу, гуляю,
Вдоль по караваю,
Вдоль по караваю,
Кого найду — узнаю.
На последних словах дети останавливаются. Водящий, вытянув руки вперёд, подходит к любому ребёнку и угадывает на ощупь, кто это.
Игра «Гончары» (д. Степановская Тотемский р-н)
Ехала торба
С высокого горба.
В этой торбе —
Хлеб, пшеница.
Кто с кем
Хочется поделиться.
Бери любого,
Самого дорогого.
С последним словом считалки дети хватаются друг за друга, что бы встать парами. Тот игрок, кому не досталось пары, становится водящим в игре. Играющие разбиваются на пары — один сидит («горшок»), второй встаёт сзади («продавец»), и пары образуют круг. Водящий («покупатель») обходит круг, подходит к кому-либо из «продавцов», спрашивает цену:
— Почём горшок?
— По денежке.
— А он без трещинки?
— Проверь.
«Покупатель» легонько стучит по «горшку» который звенит: «дзинь-дзинь». Если горшок не нравится, отходит к другому продавцу, если горшок нравится, «покупатель» говорит: «Давай сговор».
Они берутся за руки и поют:
Чинчары, чинчары,
Собирайтесь гончары,
С-по кусту, с-по насту,
С-по лебедю горазду, вон!
После песни «продавец» и «покупатель» бегут вокруг играющих в разные стороны. Кто первый добежит до «горшка», становится его хозяином.
Игра «Растяпа» (Вологодский район)
Дети встают лицом в круг парами друг за другом. Водящий «растяпа» встаёт в центр круга. Под музыку (гармонь) дети, стоящие внутри круга идут плясать, остальные стоят, изображая «домики». Как только музыка заканчивается дети бегут занимать любой «домик» (встают за спину). Оставшийся без «домика» водит.
Игра «Домовой»
Дети идут по кругу и поют (в центре стоит Домовой):
Ой, дед Домовой,
Ты облей нас водой,
Разгадать тебе пора,
Что мы делали вчера.
Дети шепчутся, договариваются, что будут показывать. Домовой отгадывает по движениям загаданное действие.
Ольга Кузнецова, старший воспитатель МДОУ
«Центр развития ребёнка – детский сад №79
«Лучик», г.Вологда
Рекомендуем почитать
- Plush - Пушистый пластилин
- Маленький жадина
- Проект «Моя Ивантеевка»
- Мой путь в педагогическую профессию
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии