Использование нестандартного оборудования в коррекции речевых нарушений

В последнее время идёт поиск новых форм и средств, которые помогали бы учителю-логопеду в работе по формированию речи детей дошкольного возраста. Особый интерес у специалистов вызывает песок.
Использование нестандартного оборудования в коррекции речевых нарушений
Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Может быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком привносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также, как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

  • развитие диафрагмального дыхания;
  • развитие фонематических представлений;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • автоматизация поставленных звуков;
  • обучение грамоте;
  • развитие связной речи;
  • формирование слоговой структуры речи;
  • развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

«Необыкновенные следы»

Ребёнок имитирует на песчаной поверхности отпечатки различных животных. «Идут медвежата» – ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» – ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой. «Жучки-паучки» – ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

«Напиши на песке»

Ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а учитель-логопед их читает. Допускается и обратный вариант: учитель-логопед Найди буквы и назовипишет, а ребёнок читает.

«Найди буквы и назови»

Учитель-логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Игру можно усложнить, давая инструкции: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово»

Ребёнок достаёт спрятанную учителем-логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук, совершенствования мелкой моторики рекомендуются простые манипуляции с песком. Например, положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев; погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки; лёгкими движениями создавать «волны» (при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок).

Результаты использования песочной терапии таковы:

  • налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
  • достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций;
  • совершенствуются гуманные чувства детей;
  • развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей;
  • приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.

Бросовый материал

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: полиэтилена; решёток для раковин; прищепок; пуговиц; зубных щёток; шестигранных карандашей; каштанов; верёвочек с узелками.

Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Нетрадиционное использование предметов:

  • стимулирует умственную деятельность;
  • способствует хорошему эмоциональному настрою;
  • повышает общий тонус;
  • снижает психоэмоциональное напряжение;
  • координирует движения пальцев рук;
  • расширяет словарный запас;
  • приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Игры с пуговицами

Игры с пуговицами

Ребёнок самостоятельно собирает браслет из пуговиц, нанизывая их на основу произвольно или в чётко заданной последовательности. Ещё одним вариантом игры может стать сбор пуговиц на скорость. На ковёр или стол выкладывают нечётное количество пуговиц. В соревновании же принимает участие чётное количество игроков.

Шарики Марблс

Шарики Марблс берут своё начало от развлечений древних римлян и греков. Игры с шариками – это физическое и умственное развитие ребёнка. С шариками Марблс очень эффективна работа по коррекции дисграфии.

Цели:

  • формировать и закреплять правильный захват шарика;
  • упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребёнка;
  • упражнять в ориентировке на плоскости листа;
  • работать над дифференциацией цветов;
  • упражнять в счёте;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать фразовую речь;
  • формировать и закреплять правильный образ буквы.

«Зеркало»

Воспитатель рассказывает историю о буквах-модницах (выложенных из шариков), которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались: где они, а где отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

«Техники»

Детям предлагается восстановить «сломанные» слоги (АП, КИ, УХ), выложенные из шариков.

«Археолог»

Детям предлагается сундучок, наполненный горохом (или другим). С закрытыми глазами ребёнок должен выбрать только шарики Марблс, которые символизируют сокровища пиратов.

Марина Земляченко, Татьяна Кутергина,

учителя-логопеды МБДОУ Д/с №85 г.Белгород

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*