Логопедическая сказка

Логопедическая сказка – это эффективный коррекционно-развивающий метод работы с детьми с ЗПР.

Опыт работы в дошкольном учреждении, в группе компенсирующей направленности показал, что почти у 100% детей с ЗПР имеется недостаточная сформированность всех сторон речи. Таким образом, на первый план работы специалистов учителей – дефектологов и логопедов выходит одна из основных задач – это коррекция речевых нарушений. В связи с этим, в своей коррекционной работе использую как один из методов исправлений речевых нарушений логопедическую сказку.

Логопедическая сказка способствует формированию у детей дошкольного возраста различных компонентов речи: правильного звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, слоговой структуры, связной речи, обогащению словарного запаса, а так же развитию памяти, слухового внимания, творческого воображения, логического мышления.

Хочу представить вашему вниманию одну из логопедических сказок для детей с ЗПР 6-7-ми лет по лексической теме: «Животные наших лесов и зимующие птицы».

«Любимые животные и птицы Лены и Лады»

Персонажи: мягкая игрушка кукла «Старичок-Звуковичок», две куклы Лена и Лада.

Оформление: объёмный домик в зимнем лесу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображениями диких животных и зимующих птиц, маски-шапочки «Зайчата», модуль «Ветерок» со снежинками, карточки-модели (синий кружок, звоночек, перечёркнутое ухо, пенёк, подушка), клубок шерстяных ниток, грецкие орехи, индивидуальные карточки, корзиночка с конфетами.

Предварительная работа: дети накануне изготавливали карточки – наклеивали диких животных и зимующих птиц на бумагу, а педагог изобразил на них пеньки и подушечки перед занятием.

Любимые животные и птицы Лены и Лады Дефектолог: К нам пришла сегодня сказка,
Сказка наша впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!».

(Дефектолог из-за домика выносит Старичка-Звуковичка и две куклы.) Дети, сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Звуковичок и две девочки – подружки Лена и Лада. Лена и Лада ходили в выходные дни на экскурсию в заповедник. Там они наблюдали за разнообразными животными и птицами. Сегодня они решили зайти в гости к нам и Старичку-Звуковичку, чтобы поделиться своими впечатлениями. Старичок-Звуковичок спросил у девочек: «Какие дикие животные и зимующие птицы им больше всего понравились?». Девочки рассказали, что им больше всего понравились те животные и птицы, в названии которых можно услышать звуки, которые есть в первых звуках их имён. Какие первые звуки в именах Лада и Лена? (Звуки «Л» и «ЛЬ».)

Дефектолог: Чтобы правильно произнести эти звуки нам необходимо сделать упражнения для нашего язычка и губ. (Проводится артикуляционная гимнастика. Можно предложить одному ребёнку продемонстрировать упражнения, остальная группа детей повторяет их перед своими индивидуальными зеркалами.) С язычком мы позанимались, теперь он готов вместе с голосочком правильно произнести звуки: «Л», «ЛЬ». (Показ артикуляции и произнесение звуков педагогом, затем произнесение звуков детьми.)

Дефектолог: Старичку-Звуковичку очень понравились упражнения, и он решил с вами поиграть. Мы с ним будем называть ряд звуков, слогов, слов. Вы будете топать 1 раз ножкой, если услышите звук «Л». Улыбаться, если услышите звук «ЛЬ». А если не услышите этих звуков, то будете тихонько сидеть.

Звуки: М, Н, Л, ЛЬ, С, Л, К, В, ЛЬ, Б, ЛЬ, П…..
Слоги: ТО, КО, ЛО, ПЯ, МЯ, ЛЯ, СУ, ЛЮ, ДА, ЛА, ДЕ, ЛУ, ЛИ……
Слова: Волк, лиса, ёж, белка, лось, олень, медведь. Дятел, сорока, галка, глухарь, синица, голубь, снегирь, поползень, ворона, сорока, клёст. (Затем выставляются картинки диких животных и зимующих птиц на мольберт, в названии которых встретились отрабатываемые звуки.)

Дефектолог: Вот эти животные и зимующие птицы больше всего понравились Лене и Ладе. Но одного любимого животного подружек нет на мольберте. Чтобы его узнать, Старичок-Звуковичок предлагает вам отгадать загадку.
Логопедическая сказкаЧто за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди зимы
Уши больше головы. (Заяц.)

Дефектолог: Превращаемся в зайчат. (Дети одевают маски зайчат и выполняют импровизированные движения в соответствии с текстом стихотворения.) Закрывают зайки глазки (релаксация). Зайки превращаются обратно в детей. (Далее выполняется дыхательное упражнение «Снежинки». Дети собираются вокруг модуля и выполняют упражнение: вдыхают воздух глубоко через нос – выдыхают постепенно, плавно через рот.)

Дефектолог: А пока мы с вами играли со снежинками, девочки заспорили, чей звук главнее и лучше «Л» или «ЛЬ»? Старичок-Звуковичок заметил, что у этих звуков больше сходства, чем различий. Давайте попробуем это объяснить и доказать девочкам. Кто желает разрешить спор, помочь? (Один из желающих детей даёт характеристику звукам: «Л», «ЛЬ», используя карточки-модели.)

Дефектолог: Девочки Лена и Лада больше не спорили, а стали петь песенки с их любимыми звуками. Давайте вместе с подружками споём песенки. А поможет нам в этом волшебный клубок, который Старичок-Звуковичок приготовил. Ниточка будет медленно разматываться из клубочка вверх. А вы будете постепенно повышать силу и громкость голоса. Если ниточка останавливается, то и голосок ваш тоже прекращает петь. Потом ниточка заматывается обратно в клубок, а ваш голосок постепенно снижает свою громкость и силу.
ла – ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла
Ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла – Ла
(Также пропеваем слоги: Ля, Ло, Лу, Лю.)

Дефектолог: Ой, белочка услышала наши весёлые, звонкие песенки и принесла нам в подарок корзиночку с орешками. (Проводится самомассаж пальцев рук «Орешки».)

Дефектолог: Вчера каждый из вас делал себе карточки, приклеивал диких животных и зимующих птиц. А Старичок-Звуковичок нарисовал на них пеньки и подушки. (Мягкие и твёрдые звуки.) Чтобы животные и птицы не скучали, их нужно разделить на две группы. Ваша задача – провести стрелочки от подушки и пенёчка к животным и птицам. Если в названии животного или птицы вы услышите мягкий звук «ЛЬ», то от подушки проводите к ним стрелочку. Если твёрдый звук «Л» – то от пенёчка. (Старичок-Звуковичок помогает и проверяет задание ребят.)

Дефектолог: Мы с вами выполнили все задания Старичка-Звуковичка, побывали в гостях у волшебной сказки. Я предлагаю вам придумать название нашей сказки. (Дети придумывают название сказки.) Старичок-Звуковичок приготовил для вас и для Лады с Леной подарки – сладкие конфеты. Конфеты шокоЛадные и карамеЛЬ. ШокоЛадными конфетами будем угощать какую гостью? (Ладу.) А карамеЛЬю? (Лену.) (Поощрение детей сладкими подарками.)

Юлия Майорова, учитель-дефектолог МАДОУ ДСКВ №1
г.Боровичи Новгородской области

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*