Игрушкапоиск
Хит-парад игрушек
Интернет-магазин

Логопедическая зарядка в коррекционной работе

Методическая разработка по работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Логопедическая зарядка – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щёк, челюстей, языка, губ, нёба), воспитания речевого дыхания (нижнедиафрагмального, ротового и носового).
Логопедическая зарядка
Задачи логопедической зарядки:

  • развивать артикуляционный праксис;
  • формировать нижнедиафрагмальное дыхание;
  • учить дифференцировать ротовое и носовое дыхание;
  • активизировать работу мышц мягкого нёба и задней стенки глотки;
  • проводить работу над развитием высоты, силы голоса, устранением назального оттенка;
  • уточнять и закреплять артикуляцию подготовленных звуков.

Логопедическая зарядка ведётся поэтапно (отдельные этапы могут включаться по необходимости):

I этап – расслабление общей моторики включает в себя фонетические игры.
Игра «Чудесный мешочек». Ребёнок берёт из мешочка предметную картинку, называет её. Игра «Скажи наоборот». Логопед предлагает детям заменить [н] на [м] и наоборот. На-на-на-на – ма-ма-ма-ма. Но-но-но-но – мо-мо-мо.

II этап – массаж лица, кистей рук и пальцев. Пассивная гимнастика проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения. Продолжительность массажа 3-5 минут. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая ребёнка копировать. Затем выполняет их вместе с ребёнком, после чего ребёнок переходит к массажу по инструкции педагога. Начинать массаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений.

III этап – миогимнастика. Миогимнастика – это упражнения для мышц, окружающих зубные ряды. Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращая зубочелюстную деформацию.

Лошадки. Цокать языком (30 сек).
Заводим машину. Длительно (до 30 сек) произносить [д-д-д].
Почистим зубки. Кончиком языка водить («чистить», «гладить») по верхним и нижним зубам вправо-влево (4-5 раз).
Поцелуйчик. Вытягивать вперёд губы (4-5 раз).
Улыбочка. Растянуть губы как можно шире, вернуться в исходное положение.

IV этап – артикуляционная гимнастика. Её цель заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого целью артикуляционной зарядки является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляционной зарядки отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

V этап – упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба. Они необходимы для стимуляции, повышения растяжимости и пластичности тканей мягкого нёба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения достаточного контакта мягкого нёба с верхним сжимателем глотки.

Рекомендуются следующие упражнения:

  • позёвывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А, О, У, Ы;
  • полоскание горла с запрокинутой головой;
  • вдох с позёвыванием через рот – выдох через рот (мягкое нёбо напряжено);
  • вдох носом и ртом одновременно – выдох ртом (выдох частый, толчкообразный при напряжённом нёбе);
  • глотание воды, слюны мелкими порциями.

Кроме указанных активных упражнений проводят массаж мягкого нёба. Для этого большим пальцем ведущей руки производят поглаживание поверхностное (30 сек.).

VI этап – постановка диафрагмального, ротового и носового дыхания. Работу по формированию диафрагмального дыхания можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

  • вдохнуть через нос и направить воздух в живот. Вдох должен быть как можно более долгим, но естественным;
  • после вдоха задержать дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохнуть;
  • выдыхать воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывать втянуть живот немного больше обычного;
  • выдохнув через нос, немного задержать дыхание. Повторить новый цикл дыхания. Выполнять это упражнение на протяжении 5 минут.

VII этап – упражнения для развития воздушной струи. Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Пёрышко», «Загони мяч в ворота», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и другие.

VIII этап – произношение звука (звукоподражание, речевой материал, игры). На протяжении работы по данному направлению у детей воспитывают навыки слухового контроля. Различение правильно и дефектно произнесённого звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определённой последовательности. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесённого звука: предлагается определить неправильное произношение: а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных); б) звуков в словах в различной позицией (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных); в) звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

При проведении логопедической зарядки особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объёмом движений, умением удерживать движение определённое время, за переключаемостью движений, за точной координацией движений языка и губ.

Динара Кайсина, учитель-логопед Психолого-медико-педагогическая комиссия
и психолого-педагогическая коррекция г.Павлодар

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*