"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
Немаловажную роль в повышении уровня знаний и умений у воспитанников кабинета коррекции играет психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в лице учителя-логопеда, о работе которого я хотела бы сегодня немного рассказать.
Психолого-педагогическое сопровождение детей включает три взаимосвязанных компонента: изучение личности ребёнка; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; непосредственная логопедическая помощь ребёнку.
Дети, поступающие в наш кабинет, имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. В настоящее время происходит значительное увеличение комплексных нарушений (у ребёнка нарушение интеллектуальной деятельности, зрения и сложное речевое недоразвитие), резкое усложнение структуры речевого дефекта, увеличилось количество обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Чтобы работа логопеда стала более эффективной, мне необходима тесная взаимосвязь со специалистами — психологом, дефектологом, сурдопедагогом, социальным педагогом и невропатологом и, конечно, с родителями.
Большое внимание нашими специалистами уделяется тому, чтобы разъяснить родителям возможность и важность адекватного обучения ребёнка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.
Диагностический блок — создание комплексной диагностики для своевременного выявления речевого нарушения, дальнейшего отслеживания уровня развития речи.
Задачи:
- изучение социальной ситуации развития и адаптивных возможностей социализации ребёнка;
- определение образовательных потребностей и его резервных возможностей;
- обеспечение промежуточного контроля и анализа успешности коррекционно-развивающей работы.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
Так как все аспекты развития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, отставание и отклонение в развитии некоторых из них закономерно приводит к трудностям и отклонениям в развитии других. Поэтому любая коррекционная работа должна проводиться системно и решать задачи трёх видов: собственно коррекционные (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактические (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающие (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития). Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность работы.
Принцип единства диагностики и коррекции
Этот принцип предполагает проведение обязательного комплексного диагностического обследования детей перед началом коррекционной работы и регулярное осуществление диагностических процедур в процессе обучения. Предварительное обследование позволяет выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребёнком, сделать заключение об их возможных причинах, сформулировать цели и задачи коррекционной работы.
Деятельностный принцип коррекции
Указанный принцип базируется на теории психического развития ребёнка, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Согласно этой теории, деятельность, и, в первую очередь, ведущая, порождает базовые структуры личности, определяет её характерные особенности. Указанный принцип означает, что главным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребёнка.
Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка
Этот принцип предполагает, что ход психического и личностного развития ребёнка обязательно должен соответствовать нормативному, но при этом конкретный путь развития каждой личности уникален и неповторим.
Принцип комплексности методов психолого-коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приёмов работы учителя в школе.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком определяется той ролью, которую играет семья, школа, ближайший круг общения в коррекции и развитии ребёнка. Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений неразрывно от них и в единстве с ними.
Коррекционно-развивающий блок обеспечивает специализированную логопедическую помощь в коррекции речевых недостатков, в освоении содержания образования, а также физическом и психическом развитии ребёнка в условиях кабинета коррекции.
Консультативный блок подразумевает оказание консультативной помощи педагогам, воспитателям, родителям по подбору индивидуальных приёмов и методов коррекционно-логопедического воздействия через индивидуальные консультации для педагогов, воспитателей, родителей, работу.
Информационно-просветительский блок необходим для повышения психолого-педагогической грамотности участников образовательного процесса. Целью являются оказание консультативной и методической помощи по вопросам коррекции речевых нарушений и воспитания правильной речи, профилактика и предупреждение речевых нарушений.
Логопедическая работа нашего образовательного учреждения условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и методы обучения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
Наряду с общепринятыми приёмами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми мы используем инновационные природосообразные технологии, например, активизация речевой моторики с помощью песочной терапии, работы с крупами и арт-терапии.
Логопедическое сопровождение образовательного процесса предполагает именно партнёрские взаимоотношения субъектов сопровождения, что взаимосвязано с требованиями современного общества по реализации личностно-ориентированных и гуманистических подходов.
Динара Кайсина, учитель-логопед
Психолого-медико-педагогической консультации
и психолого-педагогической коррекции
г.Павлодар, Казахстан
- Комментарии